Универсальный инструмент, некогда введённый папским вердиктом в церковный ритуал католиков, вовсе не был в нашем Отечестве завезённой по случаю заморской диковинкой, чуждой «русскому духу». Портативные «варганы» издревле звучали на княжеских пирах, в скоморошьих потехах; как сигнальный инструмент переносной орган стоял на вооружении русского войска. До появления в конце 70-х годов прошлого века сенсационного труда профессора Московской консерватории Ройзмана думать так никому из советских исследователей не было позволено.
– Только теперь становится очевидным, – поддержала разговор инициатор и художественный руководитель фестиваля, ученица Ройзмана, народная артистка России Любовь Шишханова, – как много сделал для нас этот человек.
По нашей просьбе Любовь Башировна эскизно наметила в «фестивальном интерьере» портрет личности своего наставника. Он мог часами играть Баха, любил музыку романтиков, первым начал исполнять (и печатать в «Музгизе») современный репертуар, редко звучащие сочинения. Всё это присутствует и в афишах фестиваля-2008. Йозеф Дальберг из Кёльна впервые в Ярославле сыграет цикл пьес о страданиях Спасителя «Крестный путь» французского композитора Марселя Дюпре. Никогда не исполнялась в России кантата другого современного автора из Франции Филиппа Херсанна «Из бездны» – партнёрами Шишхановой будут хоровая капелла «Ярославия», московский дирижёр Алексей Рудневский и солисты оркестра Мурада Аннамамедова виолончелист Александр Харсель и ударник Максим Камалдинов.
На фестивале ожидаются сразу две мировые премьеры, обе для органа с оркестром – «Вечный Бах» Юлии Тихоновой и «Прерванные слова» Леонида Карева. Представляя гостей, наша собеседница напомнила: все, кто в нашей стране играл на органе, начиная с «хрущёвской оттепели», были питомцами Ройзмана или учениками его учеников.
Из фестивальной афиши, через запятую с Шишхановой, назовём таких очень непохожих друг на друга исполнителей разных поколений (каждого из них хозяйка ярославского органа отрекомендовала без лишних слов: «Личность!») – масштабный Рубин Абдулин из Казани, тонкий стилист санктпетербуржец Даниэль Зарецкий, органист церкви Успения Богородицы в Париже Леонид Карев, чья игра полна изысканного французского шарма, ученицы Шишхановой Вера Лопанцева и Юлия Тихонова, из молодых да ранние – обе лауреаты нескольких международных конкурсов.
На концерте открытия с программой камерной классики из наследия Антонио Вивальди и Генри Пёрселла выступит ученица знаменитой Нины Дорлеак в Московской консерватории, ныне сама профессор Королевского музыкального колледжа в Лондоне – сопрано Алла Аблабердыева. О чувствах, с какими выйдет на сцену филармонии гостья из Англии, остаётся только догадываться: в Ярославле пела она ещё студенткой...
Под стать мировым премьерам и завтрашний концерт «Играют дети» в музее Джона Мостославского «Музыка и время». В одной программе со своими педагогами из Московской консерватории Анной Карпенко и Юлией Шмелькиной за малый орган сядут три ученика столичных музыкальных школ – Мария, Рубен и Фёдор, в возрасте от 10 до 12 лет. К слову, вот головоломка для меломана: где и когда такое на белом свете бывало?
– Впервые усадить за орган ребят в таком возрасте пожелали сразу все – и педагоги, и родители, и завсегдатаи органных концертов, – на правах автора проекта даёт свой анонс Любовь Шишханова. – Захотели того и сами дети, что особенно важно. Если даже они и не будут органистами, то станут, не сомневаюсь, другими людьми – с Богом в душе. К тому же давно доказано, и не мной, что мелкая техника «короля инструментов» полезна для развития ума и воображения и такого ценного во все времена, не лишнего в сегодняшней жизни качества личности, как способность принимать быстрые решения.