– Насколько значимым в жизни музея и города оказалось открытие отдела древнерусского искусства?
– 1977-й был годом 60-летия советской власти. И в таком политически значимом году было принято решение о передаче исторического здания Митрополичьих палат в ведение музея. Как я понимаю, руководители области уже тогда осознавали всю значимость культурного наследия Ярославля, за что им – честь и хвала.
– Изменилась ли как-либо экспозиция древнерусского искусства за эти годы?
– Безусловно! Во-первых, тогда отреставрированных икон, пригодных для экспонирования, было немного. На сегодняшний день в хранилище музея около двух тысяч икон, но отреставрированных из них – около трёхсот. Вот их мы и показываем зрителю. Бытующий миф о том, что в музейных подвалах томятся несметные сокровища, я вынуждена развенчать: нераскрытые, неотреставрированные иконы – с обрушившимся красочным слоем, тёмные от олифы и так далее, – не имеют экспозиционного облика, их ценность очевидна лишь для специалистов, поэтому они и ждут своего часа в хранилищах.
– Я понимаю – наивный вопрос, но можно ли выделить из этой коллекции наиболее ценные экспонаты?
– Безусловный шедевр – это «Спас Вседержитель», датированный началом XIII века. Это самый древний памятник искусства в Ярославле вообще, причём очень хорошей сохранности. К классическим произведениям искусства Ярославля первой половины XVII столетия относятся иконы «Богоматерь Корсун-ская», «Вознесение», «О тебе радуется», «Похвала Богоматери с клеймами акафиста», «Рождество Христово». Монументальность образов в этих произведениях сочетается с внимательным отношением к деталям. Особенно интересна икона «Святитель Иоанн Златоуст с житием в52 клеймах». Экспонируется икона Фёдора Евтихиева Зубова «Илья пророк в пустыне» 1672 года и праздничный чин 1680-х годов из церкви Ильи Пророка, созданный мастерами костромской иконописной артели, во главе которой стоял знаменитый Гурий Никитин. Более половины из сорока произведений XVIII столетия никогда не демонстрировались в нашей стране, а шестнадцать икон были отреставрированы специально для выставки в Третьяковской галерее. Есть в коллекции музея иконы из разрушенного в 1937 году Успенского собора. Среди них икона-рама с изображением святых ярославских князей Василия и Константина, несущих список с чудотворной святыни Ярославля – иконы Богоматери Ярославской. Этот образ можно назвать программным для понимания мировоззрения ярославцев: над иконой Богоматери Ярославской изображён земной шар, на вершине которого стоит ярославский Успенский собор, осеняемый Божественным светом.
– Кем сегодня в первую очередь востребовано древнерусское искусство? Кто ваши зрители?
– Да, к слову, и зритель очень изменился. Летом мы в основном работаем с иностранцами, а зимой наши зрители – ярославские учащиеся, школьники и студенты. Да, мы «потеряли» часть зрительской аудитории по сравнению с советской эпохой, и мне этого жаль, потому что русские люди, я считаю, должны знать культуру и искусство своей страны, но я очень рада, что мы много работаем с детьми и молодёжью. У нас есть самые разные экскурсии, не только обзорные, но и тематические: например, рассказываем, что за праздник Рождество, как оно отображено в иконах, как его праздновали. Многие зрители даже не подозревают о том, что иконы могут рассказать о культуре и истории Ярославля подробнее многих других источников.
– Я знаю, что вы много «гастролируете»...
– Да, мы постоянно делаем выставки в других городах, чего не делает ни один другой провинциальный музей в России. В юбилейный для нашей экспозиции год Государственной Третьяковской галереей и Ярослав-ским художественным музеем в рамках выставочного и издательского проекта «Золотая карта России» была организована выставка «101 икона из Яро-славля», которая прошла в столице с огромным успехом. По возвращении из Москвы мы собрали выставку для Волгограда, а до этого была выставка в Иванове, Калининграде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске... Хоть я и не люблю громких фраз, но своей выставочной деятельностью мы окормляем Россию. На полном серьёзе!
– Почему ярославский музей оказался одинок со своей выставочной миссией? Другим музеям что – нечего показывать?
– Отнюдь! Просто выездная выставка – это очень хлопотное дело. Перед каждой выставкой иконы проходят специальную подготовку, укрепляются... Плюс сложность переездов (ведь иконы реагируют даже на посетителей, не то что на другой климат!), плюс договоры, гарантии, прочая бумажная волокита, плюс обязательный выпуск каталога... Всё непросто.
– В августе 2003 года произошло событие, вызвавшее общественный и политический резонанс российского масштаба: передача Толгской иконы Богоматери, находящейся ранее в музейных фондах, Толгскому монастырю. Какова сегодня судьба этой иконы? Как складываются отношения между музеем и монастырём?
– Ситуация сложилась оптимальная и очень благоприятная. Я думаю, что это заслуга и епархии, и лично настоятельницы монастыря матушки Варвары, и администрации области, и сотрудников музея. Выполнены все необходимые для оптимального хранения иконы условия – сделан специальный киот, установлен милицейский пост, принято решение о том, что икона не будет принимать участие в крёстных ходах (её заменит освящённый список), и, немаловажное условие, икона осталась в ведении государства, в государственном музейном фонде... Сегодня я в качестве хранителя осуществляю контроль за нею.
Музей выступает как хранитель древних памятников и традиций, на которых воспитываются современные иконописцы. У нас в Митрополичьих палатах постоянно учатся молодые художники из Троице-Сергиевой лавры: они копируют старинные иконы, а это – лучший способ обучения иконописи.