Сегодня день тишины – Крещенский сочельник, который не только по времени, но и духовно связан с Рождественским. Без первого не было бы и второго.
Верующему человеку день нынешний предписывает строгое воздержание во всём. Пост до первой звезды. Крещенскую кутью на разговлении – кашу, сваренную из зёрен пшеницы. Годятся, впрочем и обычная пшёнка, рис, греча или перловка. Но, конечно, главное не это. Служба, которая началась ещё затемно, нынче особенно длинная, с чтением Царских часов. Первый водосвят, который служат сразу после литургии – и вода эта ничем не отличается от завтрашней – имеет ту же самую благодать, что, собственно, и отличает её от святой воды обычных молебнов. Крещенскую воду даже называют специальным термином – Великая агиасма, и в былые времена она была символичным утешением для людей, отлучаемых от причастия Святых Христовых Таин. Не подменяя их, приобщала Духу Святому.
Когда Христу исполнилось тридцать лет, Он пришёл на реку Иордан и принял крещение от руки Своего Предтечи, Пророка и Крестителя Иоанна. И когда вошёл Он в воду, раздался с небес глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» и Дух Святой в виде голубя сошёл и почил на главе Спасителя.
– Так личное крещение Его освятило и сами воды Иордана, воды всего мира, в каждой из которых есть иорданская капелька, – рассказывает отец Павел, настоятель гарнизонного храма Архангела Михаила в Ярославле.
Был четверг, батюшка и его помощники, прихожане храма готовились идти на реку, вырубать Иордань – крещенскую прорубь. В руках у Ивана, Павла и Александра Ивановича две пилы «Дружба», длиннющие багры, верёвки, на всякий случай, для страховки, ещё какие-то приспособления. У батюшки молитвенник, он без него никуда.
Год назад довелось отцу Павлу побывать на самом настоящем Иордане, по благословению владыки Кирилла он ездил паломником на Святую землю.
– Был февраль, довольно тепло, температура воздуха плюс 12, а вода в реке всё равно холодная, река-то горная, быстрая, – вспоминает священник. – Я думал, что можно заплыть, какое там – сделал несколько гребков, чувствую, что меня начинает уносить, вернулся. Думал, Иордан шире, нет, метров пятнадцать, но глубокий. Причём глубина начинается прямо от берега. Шаг – и сразу глубоко, несколько шагов – и дно ногами не достать.
...Мы же стоим на берегу Которосли. За спиной шумит город, а перед глазами снежная равнина. Сразу и не поймёшь, где река, где берега. Река прочно запаяна снежным ледяным панцирем. Да таким прочным, что «Дружбы» едва хватает для выпиливания креста под крещенскую прорубь. Сантиметров двадцать пять будет лёд!
Александр Иванович делает отметку под прорубь, он рисует на льду четырёхметровый четырёхконечный крест. По реке гуляет пронизывающий ветерок. Вовсю сияет зимнее солнце, которое, однако, нисколько не пригревает. Но мужчин спасают добротные бушлаты и, конечно, сама работа, к которой они сразу же после разметки и приступили. Кто пилит лёд, кто подцепляет баграми отпиленную льдину и с усилием затапливает её под края проруби. Через час с небольшим Иордань готова. Чувствуется опытная рука и руководство Александра Ивановича, который уже в четвёртый раз устраивает Иордань.
Однако чуть освободившую ото льда чёрную гладь воды буквально сразу затягивает ледовое крошево. Придётся прихожанам до самой Крещенской ночи, с пятницы на субботу, наведываться сюда, разгонять льдинки. Тогда же установят и лестницу для спуска в воду, на берегу поставят две палатки для переодевания, или, как говорит отец Павел, переоблачения, для мужчин и женщин.
– Купальник – это не самая благочестивая одежда для Крещения, – замечает он. – Если следовать строго установленным канонам, то должна быть сорочка, плотяность человека должна быть покрыта, и это, кстати, касается не только женщин, но и мужчин. Там, на Иордани, – вспоминает он опять своё путешествие по Святой земле, – купание происходит в специальных сорочках, которые можно приобрести на берегу.
После службы в половине второго ночи придёт к проруби крестный ход, соберёт он прихожан сразу двух храмов, стоящих на которосльном берегу, – Михаила Архангела и Богояления. Но это будет не единственная Иордань в Ярославле. У Толгского монастыря, в Норском, в Петропавловском пруду тоже устраивают нынче крещенские проруби. Будут они и в каждом благочинии да, наверное, у каждого стоящего у воды храма епархии. Крещение без Иордани немыслимо в нынешней России, даже в холодной Якутии устраивают крещенские проруби.
И хотя порой ныряние в зимнюю прорубь обретает для кого-то некий ритуальный смысл, в ночь на 19 января благодать Божия всё равно сходит на всех и вся. Недаром после окунания человек испытывает особую радость. И вовсе не от того, что искупался, купаться ведь можно и в бассейне. А тут – Тайна! Благодатью Духа Святого называет её отец Павел.
Сам он окунается в крещенскую прорубь с двенадцати лет. Делал это даже, когда столбик термометра на улице опускался ниже 27 градусов. А среди прихожан батюшки был и четырёхлетний малыш, окунавшийся в крещенскую прорубь, и восьмидесятилетние старушки, которые по болезни сами в прорубь спуститься не могли, но, облачившись в специальные рубашки, с благолепием принимали на себя крещенскую воду, выливаемую на них из вёдер. Как и положено, из трёх: во имя Отца и Сына и Святого Духа.