Начать лучше, пожалуй, с проектов памятника тысячелетию. Нам говорят, что некие эксперты отобрали два проекта, которые больше всего понравились им и якобы населению нашего города. Честно говоря, весь конкурс на эту важнейшую тему прошёл уныло, не было того, от чего, как сказали бы англичане, сердце пропустило один удар.
А то, что отобрано... Ярослав на коне в сопровождении тройки витязей прекрасных. Полное впечатление, что скульптурная группа выполнена даже не в середине двадцатого, а в конце девятнадцатого века каким-нибудь учеником Антокольского или Трубецкого, замечательных творцов, но своего времени. Сегодня это удивительно стандартное решение, ровно ничего не добавляющее русскому искусству. Поневоле вспомнишь мудрого Экклесиаста: «Но это было уже в веках, бывших прежде нас».
Оно конечно, если смотреть из глубины веков, то, может, это и ничего себе... Но если Ярославль, говорят нам, это «город, устремлённый в будущее», то где это будущее или хотя бы веяние настоящего времени? Ну, не надо, может быть, авангарда, но что-то напоминающее, что памятник создан в начале двадцать первого века!
Второй памятник – стела – чуть получше. Но разве что чуть. У подножия стелы натолкана толпа самого разнообразного народу. Помимо Ярослава тут и женщина с младенцем, и священник, и летописец, и древний воитель, и едва ли не все наши прославленные земляки, по алфавиту. Идея понятна: все эти люди и есть история нашего города. Но если всем сестрам раздавать по серьгам, то никакой Стрелки на них не хватит. Тыща лет ведь прошла! И если всю историю отражать в памятнике, то давайте на эту стелу повесим прославленную продукцию Ярославля – ну там шину, дизельный мотор, трамвай, грузовик и канистру с бензином. А саму стелу слепим из синтетического каучука. И куда же тогда без всех наших губернаторов и секретарей обкома! И пусть каждый что-нибудь в руках держит, чтобы не спутать Мельгунова с Лощенковым.
В общем, впечатление, что художнику изменило чувство меры. А ведь ещё Козьма Прутков предостерегал: плюнь тому в глаза, кто станет утверждать, что можно объять необъятное!
Это очень опасно – так наследить в древнем городе, что потом никаким шампунем не отмыть. Осторожнее надо. Быть может, повторить конкурс: вдруг найдутся проекты поинтереснее, а не так вот, с бухты-барахты решать.
Конечно, тянуть тоже не след, надо спешить, покуда про конкурс не прослышал Церетели!
А вот проект культурно-образовательного центра имени Валентины Терешковой кажется удачным. Он и расположен тактично, не заслоняет прекрасную церковь Николы Мокрого, и архитектурно оригинален, а уж о пользе нечего и спорить. Здесь и планетарий со «Звездным залом», и учебный блок, и обсерватория, и даже музей Терешковой. Перед входом в учебный блок изобретательно изображена модель Солнечной системы, да и все окружение здания решено красиво и убедительно. Судя по описанию, и внутри всё будет уместно и интересно, и не только для школьников.
Зоопарк... Идея прекрасная, настоящий подарок к юбилею. Хорошо, что предусмотрены здание учебно-образовательного центра, кафе, летний театр, автостоянка и прочие условия для того, чтобы на территории можно было отдохнуть всей семьёй. Обещана в аннотации даже гостиница для иногородних посетителей. И ещё сказано, что там будут поселены в основном те животные, что занесены в Красную книгу Ярославской области и России. Совсем интересно. Причём, судя по чертежу, условия для наших зверюшек будут и в самом деле приближены к естественным. Будем надеяться, что всё это появится не только на красивых картинках.
Про строящийся Успенский собор было уже сказано, написано и выкрикнуто столько, что нет смысла повторяться. Он, судя по всему, будет мало напоминать тот, что взорван большевиками в 1937 году, но в конце концов и до нас в России новая церковь после погибшей вовсе не обязательно повторяла свою предшественницу.
Выставлены в залах не только планируемые архитектурные сооружения. Приятное впечатление оставляет мелкая пластика – работы в шамоте Юрия Козлова, особенно – колокольня церкви Никиты Мученика. Красиво, весело, с выдумкой.
Очень хорошо, что на выставке нашлось место для портретов в своё время работавших у нас архитекторов и фотографий их работ, в том числе уже не существующих. Жаль только, что текст к этим портретам очень мелок и читать его никто не станет. Хотя он вполне информативен.
Отдельная комната посвящена проектам талисмана, посвящённого всё тому же тысячелетию. Работ около шестидесяти, не все они, конечно, равноценны, есть совсем наивные и беспомощные, но есть и подающие надежду. Преобладают медведи, и это, наверно, оправданно. Думается, что из этого изобилия что-то можно и выбрать. Только пусть уж выбирают не те эксперты, которые обсуждали памятник на Стрелке. Тут нужен кто-то с чувством вкуса и юмора.
Теперь о не столь приятном. Все выставочное изобилие тускнеет перед лицом событий, предусмотрительно не отражённых в экспозиции. Прямо на Стрелке неподалёку от Успенского собора, рядом с изумительной красоты церковкой Николы Рубленого строится для наших богачей что-то огромное и наглое. А впритык к Митрополичьим палатам – американская гостиница «Марриот». Ну и что, что ЮНЕСКО запрещает нам строить что-то новое и небывалое в заповедной части города и грозит за нарушение исключить нас из списка всемирного наследия! А нам хочется! И плевать мы хотели на все эти запреты!
Всё, что остается общественности в этой ситуации, – это патетически восклицать вместе с поэтом: «Есть Божий суд!»
На Него одного и надежда. Он ведь «недоступен звону злата».