Как об этом рассказывает сказка «Несмеяна-царевна», кто захочет, прочтёт на вернисаже, в новогодние дни открывшемся в городском зале имени Николая Нужина. Строчки из сказки сопровождают рисунок Мавриной, где красавец-храм похож на затейливое диво дивное.
Суть появления его в экспозиции со столь серьёзным названием «Исторический центр Ярославля – памятник всемирного наследия» и без всяких пояснений понятна. Всему, что отныне строится и обновляется в историческом центре, удостоенном сертификата ЮНЕСКО (документ представлен на выставке), надлежит сохранять, а поелику возможно, и приумножать ту красоту, сотворённую поколениями безымянных зодчих, каменщиков, изразечников, литейщиков, кузнецов, живописцев.
Что именно по таким правилам игры, близким если не к мнению народному, то к простому здравому смыслу, предстоит осилить к городскому юбилею и что уже делается, и показывает выставка – на фрагментах действующего генплана, на снимках и эскизах, на витринах, посвящённых ярославским архитекторам разных поколений. В следующем зале выставки представлены четыре главные новостройки, запланированные или уже начатые на вклады благотворителей и на деньги из фонда по подготовке к тысячелетию города.
Развёрнута здесь фотолетопись археологических раскопок на Стрелке, в границах строительства Успенского собора, выставлены дизайн-проекты культурно-образовательного центра имени космонавта Валентины Терешковой и храма в Брагине в честь Патриарха Московского и всея Руси Тихона.
Жюри открытого конкурса проектов памятника тысячелетию Ярославля подводит в этом зале итог первого тура, ход которого подробно отслеживала наша газета. Из двух десятков заявок из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Златоуста и, конечно, Ярославля эксперты отдали предпочтение двум авторским коллективам – скульпторов, членов Союза художников России москвича Михаила Точёного и Елены Пасхиной из Ярославля.
Новость по нашей просьбе комментирует главный архитектор города Аркадий Бобович:
– На следующий тур прошли авторы, по убеждению жюри, способные создать достойный проект памятника. После всех дискуссий мы пришли к выводу, что не найти лучшего места для него, чем волжская Стрелка. Конкурсантам предстоит до 1 марта скорректировать эскизные проекты, выполнить макеты в масштабе 1:50, уточнить будущие затраты, не забывая о таком важном условии конкурса, как стоимость памятника. Она не должна превышать 50 миллионов рублей.
В марте жюри соберётся для того, чтобы сделать окончательный выбор. Оба фаворита представили сложные многофигурные композиции. Среди героев «Обелиска славы» Михаила Точёного князь – основатель города, православный священник, древний летописец, воины-дружинники, исторические деятели, чьи имена прославили этот город в веках.
Заглавный герой композиции Пасхиной «Князь Ярослав со дружиною» (на снимке) державным жестом указует место заложения первой крепости на Волге. В другой руке у князя крест как напоминание о том, что основание города было событием небудничным и возвышенным, связанным с началом утверждения на берегах Волги православной веры.
«Духовность и человечность» образов обеих композиций пришлись по душе и зрителям выставки проектов. Напомним, около семисот из них оставили свои «автографы» в её книге отзывов. «Северный край» рассказывал об этом в публикации «Услышат ли эксперты глас народный?» (номер за 13 ноября 2007 года). Так что, как видим, первый тур конкурса показал: услышали!