Искусствоведы, практикующие архитекторы, дизайнеры, художники изучили календарь с разных точек зрения: как отдельно взятый вид изобразительного искусства; как полиграфическую продукцию; как арт-объект…
Самое значительное место в экспозиции занимают, конечно, печатные календари. Перед праздниками каждая уважающая себя организация выпускает такой. Как минимум – карманный календарик; как максимум – какой-нибудь оригинальный календарище. Одна из целей выставки – показать зрителю календарное творчество ярославских дизайнеров за прошедшие годы, причём вне зависимости от размера, модификации и корпоративных амбиций заказчика.
Один из самых популярных календарных сюжетов карманного формата – забавные зверушки: кошки, мышки, птички, хрюшки… В придумывании таковых нет равных творческому гению семейного и художественного альянса Кошкиных – Николая и Светланы. Второй по популярности сюжет – пейзажи. На типовых фотографических картинках, я думаю, нет смысла даже останавливаться, а вот изящный перекидной календарь с графикой ярославского художника Игоря Сакурова, безусловно, достоин внимания. Равно как и календарь с репродукциями картин эпохи русского авангарда из собрания ярославского художественного музея. Кроме практического применения в быту эти календари можно рассматривать и как самоценные художественные каталоги.
Самый значительный полиграфический объект представил на выставку ярославский художественный музей. Это так называемый городской календарь, экспонировавшийся в уходящем году в витринах Дома книги, что на улице Кирова. На огромных – метр на два – листах, кроме репродукции картины из собрания губернаторского дома информации о написавшем её художнике, собственно численника располагается перечень культурных событий, случившихся в области, стране и мире в этот месяц сто и более лет назад. Аналогичный по масштабам календарь на 2008 год расскажет ярославцам, по словам автора проекта искусствоведа Татьяны Кравчук, обо всех существующих на белом свете праздниках.
Ярославский художник Василий Якупов специально для этого проекта нарисовал свой собственный календарь. Это серия графических рисунков – по количеству месяцев в году – выполненных чёрной гелевой ручкой и фломастерами на фактурной бумаге. Фантазийные по сюжету, ювелирно прописанные, безупречные с эстетической точки зрения графические листы Якупова – безусловное украшение экспозиции. Судя по успеху недавней персональной выставки автора и этому календарному проекту Василий Якупов вновь вернулся в художественную жизнь города после нескольких лет затворничества, чему мы, поклонники его творчества, очень рады.
Присутствуют в экспозиции и календари, от которых никакой прикладной пользы нет. Например, удивительный арт-объект «Шкафчики» петербургского художника-коллекционера Андрея Юрьева. Он создаёт из китчевых вещей советской эпохи остроумные ассамбляжи: каждый «шкафчик», а их в коллекции 31 – по наибольшему числу дней в месяце, собран из допотопных ларчиков, коробочек, чемоданчиков, каждый декорирован цифрой. То есть, если образно мыслить, любое памятное событие, случившееся в тот или иной день, можно в буквальном смысле «припрятать» на долгую память в шкафчик с конкретной цифрой, а потом, долгими зимними вечерами, перебирать воспоминания: «А помнишь в пятницу, тринадцатого… То есть, как это не помнишь? Достань из шкафа с цифрой «13» и посмотри!»
Самый недолговечный календарь – цветочный – придумала сотрудник художественного музея Татьяна Романова. Из двенадцати разнофигуристых бутылок она соорудила вазы, и поместила в них живые цветы, соответствующие каждому месяцу года.
– Это – гибрид разных гороскопов, в том числе и гороскопа друидов, – рассказала нам Татьяна, – но я постаралась выбрать из огромного цветочного перечня максимально доступные для нашей полосы растения.
Свой календарь в течение всей работы выставки Татьяна Романова собирается регулярно навещать и заменять увядшие фрагменты экспозиции на свежие цветы.
А вот дизайнер и график Евгений Романов решил посмеяться над всяческими гороскопами и буквально поработившим народонаселение астрологическим помешательством. Он «провернул» плюшевую мышку (символ наступающего года согласно восточному календарю) в старой мясорубке, получив «на выходе» готовый продукт – тазик гофрированной лапши с числами и днями недели. Оригинальная трактовка и абсолютно свежий взгляд на вопрос, ничего не скажешь.
– Меня очень смешит это всеобщее заискивание перед гороскопами, – делится своим мнением художник, – всё равно празднуют по-русски: с тазиком салата «оливье», чтобы было куда под утро упасть лицом…
Да не рассердятся небеса на расшалившегося дизайнера Евгения Романова, но, положа руку на сердце, он-таки прав!