Пьеса «Ханума» была написана известным мастером острого диалога и комедии, актёром и режиссёром Тбилисского народного театра Авксентием Антоновичем Цагарели в 1882 году. Сюжет наполнен легендами, притчами, тостами, полными своеобразного юмора. Но главное в нём – запутанная интрига. Александр Григорян празднично и жизнерадостно рассказывает зрителям историю о том, как нищий старый князь Пантиашвили пытался поправить свои дела, женившись на юной красавице – дочке богатого купца, а в результате переженилось множество разного народу – причём по любви, но совсем не те и не так, как хотели поначалу устроить соперничающие свахи. Да и у самих свах – молодой, но ещё неумелой, и опытной, тёртой – совершенно неожиданно судьбы устроились так, как они сами того не ждали...
Театральным завсегдатаям имя режиссёра Александра Григоряна, безусловно, знакомо. Некоторое время назад огромной популярностью пользовался поставленный им на академической сцене спектакль «Что увидел дворецкий».
– Я тогда впервые встретился с актёрами Волковского театра, и мне очень понравилось, как они работали, – вспоминает Александр Григорян. – В «Дворецком» прекрасно играли Владимир Балашов и Ирина Сидорова, был интересный дебют у Ольги Старк… Они работали вдохновенно, легко поддавались на режиссёрские приманки, умело влезали в духовный мир своих персонажей. И это было замечательно, тем паче, что спектакль был весьма эксцентричный, и надо было уметь сочетать правду жизни с неординарной логикой поведения. Постановка шла с большим успехом, я даже приезжал на 50-й спектакль, и его собирались играть дальше, но из-за трагической гибели исполнителя главной роли актёра Владимира Балашова спектакль сняли….
Два с лишним года назад руководство театра начало переговоры с Александром Григоряном о новой постановке.
– Директор театра Валерий Сергеев… (увы, и его уже сегодня нет с нами!) попросил поставить комедию, бойкую и по возможности музыкальную. Тогда я предложил «Хануму». В нашем Ереванском театре русской драмы «Ханума» идёт уже много лет: сыграно около 600 спектаклей, и уже сменилось три поколения актёров, занятых в нём!
– Извините за нескромный вопрос, но неужели вам не надоел этот спектакль за столько лет?
– А я его не смотрю, – засмеялся в ответ Александр Самсонович, – я вообще не люблю смотреть свои спектакли, они мне не нравятся.
– То есть вы как повар, который не ест блюда собственного приготовления…
– Совершенно верно! Мне очень нравится пьеса «Ханума» – её национальная поэтичность, взаимопроникновение грузинского и армянского колорита… Не могу сказать, что ярославская «Ханума» будет резко отличаться от ереванской версии, но много новых элементов я ввёл в спектакль с подачи самих актёров.
Несмотря на то, что новую пьесу актёры репетировали с воодушевлением, не считаясь со временем, сложностей было немало, и самая главная из них – отказ от утрированного акцента и поиск интонации, особой мелодики кавказской речи, вживание в другую культуру. В спектакле много песен – чудных, простых, доходчивых, много танцев. Хореографические номера Александр Самсонович, сам будучи страстным танцором, ставил лично.
– Я думаю, что у нас получился поэтичный спектакль с доброй кавказской интонацией, с определённой лирической темой, – поделился с нами Александр Григорян. – И мне очень хочется, чтобы ярославский зритель влюбился в героев «Ханумы» и, посмотрев спектакль, подумал: а всё-таки они неплохие люди, эти армяне. Чтобы вдруг русские зрители увидели, что армяне – это не только базар, но и многое другое. Это люди, которые умеют петь, танцевать, любить, дружить, им присущи мягкость, лиричность, добросердечность – лучшие человеческие качества, не зависящие от национальности.
Появление в репертуарной афише старейшего русского театра спектакля с национальным колоритом очень ко времени: сейчас как никогда требуются добрые, весёлые истории о том, как люди находят путь к взаимопониманию, истории, рассказывающие о мире и надежде. А главные роли исполняют хорошо знакомые ярославским театралам и любимые ими актёры – Ирина Сидорова, Евгений Мундум, Татьяна Гладенко, Николай Кудымов, Игорь Сидоренко, Валерий Кириллов, Татьяна Исаева и многие другие.