В субботней утренней программе Первого канала – зарубежные кинозвёзды, снизошедшие к дружбе с российскими кинематографистами. Ани Жирардо, снимавшаяся у мало кому за пределами нашей страны известного режиссёра Ахадова в ролях несчастных русских женщин. Венсан Перес, дожидавшийся благополучного окончания трюковой съёмки в «Коде апокалипсиса» нашей няни Заворотнюк. Чудный Даниэль Ольбрыхский, которого публика подзабыла в ролях тридцатилетней давности (а ведь был замечательный фильм «Всё на продажу» как прощальный привет другой польской звезде, Цыбульскому, был и сценический Гамлет – поверьте, работа редкостная по нервному напряжению и энергетике обаяния), но которого вернул на наш экран Михалков.
Всю неделю к тому же – ожидание воскресного «чуда», которое должно произойти в рамках «Двух звёзд»: ах ты, боже мой, проект с песнями странных пар поведёт теперь дуэт Пугачёва – Галкин. И – рекламные ролики круглые сутки, с намёками и недосказанностями, причём обо всех других звёздах – ни слова, только эти двое…
А в новостях – то о новых генетических преобразованиях тайваньских кошек (на Первом канале), то о немецком лебеде, который год проявлял любовь к катамарану в форме лебедя же (по «России»). То о повисшем на иностранных проводах чужеземном автомобиле, пробившем заграждение моста (на НТВ). Да, ещё об одной важной новости: системе видеослежения за процессом производства пищи в Китае, где идёт подготовка к Олимпиаде.
Значит, всё хорошо? Всё хорошо. Так беседовала сама с собой, ожидая психиатрическую «скорую» и снимая со лба накладной локон, героиня Фаины Раневской в старой комедии «Весна». А, действительно, разве плохо? Жизнь идёт своим чередом, и этот обыденный, как может показаться, черёд событий планомерно фиксирует телевидение.
Вот оно и зафиксировало в репортаже из Ярославля на канале НТВ (наша вдумчивая, доброжелательная, женственная девушка-репортёр нашла-таки сюжет, интересующий большую телекомпанию) историю собачьих спасателей. Мы-то, жители Ярославля, не все знаем о такой важной, трогательной, бескорыстной, как сообщается в репортаже, работе, какой по зову души занимается семейная пара, потерявшая и с трудом нашедшая некоторое время назад собственного любимого пса. Доброта – ценна и неоценима.
Благословим же детей (в том числе активно задающих вопросы и отвечающих на них лучше, чем взрослые – есть и такие программы) и зверей. Тут вовремя подоспел в субботнем дневном эфире и добрый фильм про «воробья» (маленького славного хоккеиста) на льду – совместный показ канала «Культура» и так и не помеченного в программах специально детского канала «Бибигон», и вопросы, задававшиеся милыми детьми сыну великого клоуна Никулина.
Значит, всё хорошо? Скорее всего. Но только федеральное телевидение из Ярославля-то должно было бы показать не только сюжет о спасателях. Наверное, жителям России – зрителям из Самары, где несколько месяцев назад произошла смена власти, как и зрителям из Великого Новгорода, где тоже, пусть не тяжеловес-долгожитель, но плодотворно работавший человек не так давно ушёл с губернаторского поста, а также Нижнего Новгорода, куда тоже недавно приехал бывший московский заммэра, возможно, и жителям Костромы, где после несчастья на дороге появился новый руководитель, – всем этим людям было бы интересно увидеть репортажи из нашего города.
Пусть даже в том официально-скромном виде, как на «Ярославии», или информационно-беглом, как на Горканале или НТМ, но увидеть, как уходит со своего поста губернатор, успешный лоббист (и, кстати, рассказать об этих рейтинговых данных), многолетний руководитель, поддержанный двумя российскими президентами и дружащий с президентами других стран. Ведь на фоне предстоящих и в стране в целом перемен, на фоне – именно на фоне, поскольку на большее не тянули и общероссийкие репортажи о предложении вице-премьеру баллотироваться в президенты, – увидеть ситуацию в одном из регионов было бы как минимум интересно, как максимум – поучительно. Но, начиная с вечера четверга, просматривая новости по нескольким федеральным каналам, ни в произносимых текстах, ни в бегущей строке, ни тем более в репортажах я не обнаружила о нашей с вами жизни, уважаемые ярославцы, практически ничего.
Стоит ли удивляться простому и упорному следованию нашего телевидения стереотипам, по поводу которых сетовали и острили наши предшественники более полутора столетий назад? Ах, как по-современному съязвил знаменитый в своё время драматург и публицист В. Соллогуб относительно того, что столичным жителям невдомёк, существует ли что-то за пределами столицы: «За Петербургом есть довольно обширное пространство земли, именуемое Россией. Это пространство разделяется на значительное количество губерний; в каждой губернии находится по одному губернскому городу. Некоторые петербургские жители, исключительно ограничивающие свою жизненную деятельность одним Петербургом, не знают, может быть, этих подробностей…»
По-видимому, этих подробностей не знают и современные телевизионщики, дающие задания своим корреспондентам на местах. Тот же, идущий на федеральных частотах петербургский5-й канал может иметь корреспондента в Сибири – так, на всякий случай; и в программе «Вести», сообщается о начале работы нового шефа бюро на Украине (откуда, кстати, детально ведут репортажи, показывают всё новые наряды претендентки в премьер-министры); и могут по всем каналам показывать драку в южнокорейском парламенте. Всё же остальное, находящееся за пределами Садового кольца, но ближе, чем в полутора-двух тысячах километров от этого самого кольца, – не вмещается в так называемый «формат».
И потому изо дня в день обсуждали, делали вид, что обсуждали – поскольку всего-навсего прокручивали давно публикой слышанные слова, доводы, мысли, – фигуру будущего россий-ского Президента. Или – пока – преемника президента нынешнего. Резвились привычные персонажи во «Временах» у Познера; нереально-натужными были и суждения, и персонажи по тому же, уже ставшему привычным за неделю поводу, в так называемой «Реальной политике» у Павловского; и всё ещё кажущийся себе оппозиционным канал REN-TV, как по заказу (и, наверное, всё же именно по заказу), рассказывал якобы с трудом добытые сведения о претенденте на президентскую должность. И снова – ни слова о ярославских реалиях; то ли им ничего не интересно, то ли всё понятно, то ли они просто ничего в этом не понимают…
И вот – воскресный вечер. И вот они – две «звезды». Пугачёва в шляпе и Галкин со светлым галстуком, заметно стесняющиеся своего парного конферанса и бедненьких словесных заготовок. Не во всех случаях было понятно, кто поёт «за профессионала», а кто – «за любителя» – ни по качеству пения, ни по бессмыслице смешения жанров и функций. Гвердцители в царственном туалете и трепетно-деревянный рядом с нею Дюжев, Алсу в пеньюарчике, милая (между прочим, на общем фоне – действительно) семейная пара Королёвой и слегка поющего стриптизёра Глушко. Швыдкой, поющий с Булановой, и переговаривающаяся пара собеседников Трофим – Дибров. И меркнущие все они и другие, не названные, перед откровенной, пошлой, похоже, даже самих участников шоу смутившей выходкой: Борис Моисеев (с пародисткой Воробей), марширующий и поющий «Если бы парни всей Земли…»
Воскресным утром по радио «Эхо Москвы» новый литературный лауреат, известный и немолодой сценарист Арабов жаловался на то, что, живя подолгу в деревне, вместе с тамошними обитателями смотрит только два «главных» телеканала и вместе с ними готов ругать и жизнь, и то, как её показывают. Так вот, на этом пространстве, называемом Россией, две или сколько их там «звезды» – видны. А сама Россия с её «реальной политикой» и десятков тысяч людей касающимися изменениями – не просматривается. Масштабы, однако…