– С одной стороны, было очень приятно, когда весь коллектив театра единодушно проголосовал за меня, – говорит Ярослав, – но с другой – невольно задумываешься: вот и звание дали – это что, итог? И стремиться больше не к чему?
– Ну, это вы хватили! Насколько мне известно, в театральной табели о рангах есть ещё и звание народного артиста…
– Да народных за всю историю российского театра кукол было от силы двое… Хотя мы долго смеялись по поводу того, как одна журналистка, узнав о моём выдвижении на звание, ошиблась и короновала меня «народным». Теперь, говорили мне в театре, хочешь не хочешь, а надо соответствовать. Вот я и соответствую как могу.
Ярослав Узенюк – самый «юный» заслуженный артист театра, ему всего 37 лет, в театре работает пятнадцатый сезон. Однако всерьёз заболел театром он значительно раньше, когда бабушка одной его детсадовской подружки, отпросив детвору с тихого часа, привела их на новогоднее представление во Дворец культуры моторостроителей, где сама занималась в народном самодеятельном театре. В этот самый коллектив Ярослав пришёл заниматься и сам, когда немного подрос. Руководила театром Нора Евгеньевна Буренёва, педагог-режиссёр старой теа-тральной закалки. Её-то Яро-слав Узенюк и считает своей крестной феей в мире теа-трального искусства. Одна из первых ролей, которую доверили сыграть начинающему артисту, была мало того что без слов, так ещё и на сцене нельзя было показываться!
– В спектакле «Золушка» я переводил часы на башне. А башня была сконструирована таким образом, что залезть на неё можно было перед началом спектакля, а спуститься, соответственно, только после того, как закроется занавес. Вот так я и отсидел на башне все78 спектаклей, удостоившись за свою усидчивость особой похвалы от руководителя.
– По окончании школы, позвольте угадать, вы, естественно, поступили в театральный институт?
– А вот и нет. Я поступил в техникум советской торговли, поскольку папа мне с детства внушал: «Вот вырастешь, Славка, иди или в торговлю, или в артисты», я и пошёл согласно намеченному папой плану.
И только окончив торговый техникум, поработав старшим продавцом в гастрономе, Яро-слав решил больше не испытывать судьбу и поступил-таки в театральный институт. (Забегая вперёд, замечу, что он окончил его дважды, получил и режиссёрское образование и поставил в качестве режиссёра несколько спектаклей как в родном Ярославском театре кукол, так и в других городах.)
Попав на курс замечательных педагогов Вячеслава и Елены Борисовых, Ярослав с головой погрузился в чарующий мир театра кукол и по сей день благодарит судьбу, что в год его поступления в институт не было набора на драматическое отделение.
– А то так бы и прошёл мимо своей судьбы, – говорит Ярослав. – Я же о существовании театра кукол даже не подозревал.
Сегодня заслуженный артист России Ярослав Узенюк – один из ведущих актёров театра. Он – лауреат многих престижных международных фестивалей театров кукол. В репертуарной афише практически нет спектаклей, в которых бы он не был занят. Да и выделять какие-то роли сам Ярослав не любит, считает, что актёр обязан каждую роль полюбить и приспособить под себя, а иначе «и жить в театре неинтересно».