Этот фестиваль проводится как биеннале, то есть раз в два года. Название «Лабиринты» можно трактовать как непростой путь в искусство каждой творческой личности, поиски себя и своей темы в искусстве. Участвуют в нем молодые художники, архитекторы, фотографы, дизайнеры, поэты, актеры и прочая, прочая. То есть любой, кто рискнет назваться груздем, имеет шанс залезть в этот кузов и продемонстрировать, кто на что горазд. Тема работ – свободная. В непростой путь по нехоженым тропам нынешних «Лабиринтов» рискнули отправиться около 60 юных творцов.
Некоторые из участников уже достаточно известны в художественных кругах Ярославля, их работы легко узнаются по почерку. Так, нет нужды вчитываться в подпись под холстом, чтобы понять, что парижские крыши и сказочно-кукольные домики Люксембурга принадлежат кисти Ольги Александровой. А струящиеся объемными потеками краски и пульсирующие неуловимым внутренним светом пейзажи выдают авторство Максима Теплова. Ни с чьей другой не спутаешь и руку архитектора Семена Расторгуева. Придуманный им проект реконструкции Даманского острова выглядит нереально притягательно, как кадр из будущего. Но предложенный им же эскиз «Город будущего» (работа адресована тысячелетию Ярославля) – нагромождение, без единого просвета, небоскребов с башенками и шпилями – рождает чувство клаустрофобии... Завсегдатаи модных дефиле, без сомнения, будут очарованы эксклюзивными костюмами от Анны Дорофеевой-Епифановой: роспись по ткани – это ее фирменный знак.
Есть имена и не столь известные. Пока. Но после этой выставки галеристы, как мне кажется, должны обратить внимание на графику Романа Катырева. Белая бумага, черная тушь и филигранное владение пером – эти три составляющие помогают молодому художнику вдохнуть жизнь в свои фантазии. Каждая композиция как философский трактат о смысле жизни, о вере. Вот хорошо узнаваемая распятая фигура, но самого страдальца не видно из-под десятков потных, жадных ладошек почитателей, облепивших своего идола, жаждущих не просто поклониться, но и урвать кусочек «на долгую память».
Совсем иное направление выбрал для себя Владимир Екимов – богатые, сочащиеся золотом, тщательно прописанные натюрморты в голландском стиле. Они легко мысленно «монтируются» с загородным замком, каминным залом, украшенным оружием, и снобом-владельцем всего этого выставленного на показ великолепия.
...В правом углу экспозиционного зала (сами собой напрашиваются некие культовые ассоциации, не правда ли?) три огромных холста с хорошо узнаваемыми, нарочито-небрежными (но тщательно продуманными на самом деле) всполохами цветовых пятен. «Как похоже на Ариадну, – подумала я. – Но с чего бы это холсты Соколовой экспонировались в рамках молодежного фестиваля?» Однако глаз оказался как алмаз: точно, подпись гласила, что автор триптиха «За молодость» – заслуженный художник России, лауреат областной премии имени Опекушина Ариадна Соколова. Удивительно, но Ариадна Леонидовна, далеко немолодая, но юная душой, все-таки пишет куда бесшабашнее, отчаяннее, дерзновеннее и свежее своих начинающих коллег по цеху.
Однако, как говорил некий персонаж в сказке «Золушка»: «Я не волшебник, я еще только учусь...» Наверняка выведет куда-то неведомая тропинка (у каждого – она своя), на которую уже вступили участники фестиваля молодежного искусства «Лабиринты». Главное, чтобы гипотетические регалии, звания и бешеные гонорары не стали самоцелью.