пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 27 ноября 2007

На фоне классики...

Классику не любят только школьники. Становясь старше, многие в ней начинают обнаруживать прирастающие и актуальные смыслы. Причём не только общечеловеческого, но и частного свойства. Когда не только Ромео лезет на балкон к соседке-Джульетте или рубят вишневый сад в центре города, где строятся «престижные» квартирки. Когда образ мыслей и действий узнаётся с одного звука, хотя после рождения классики прошли столетия.

автор Татьяна ЗЛОТНИКОВА

 

То ли желая подчеркнуть контраст между беззаконно-жестоким тоталитарным прошлым и корректно-демократичной со­временностью, то ли сжимая в кармане или за пазухой известную комбинацию из трёх пальцев, интеллигентный канал «Культура» в нераннее даже по своим меркам время – в 11 вечера – завёл показ публицистиче­ского сериала «На фоне Пушкина. 1937 год». О комбинации, спрятанной в кармане, можно было бы не думать, если бы не авторство: идея сериала принадлежит Б. Курковой.

Если кто-то задумался, что в этом имени примечательного, напомню: в конце перестройки эта решительная и бескомпромиссная журналистка была знаменем Ленинградского (тогда ещё) телевидения, создателем острейших публицистических, в том числе прямых эфиров, трибуном, рядом с которым юноша-скандал Невзоров смотрелся наивно и нестрашно. Именно по стопам Курковой идут сегодня репортёры с канала «Россия», разоблачители с НТВ. Сама же она, как видим, обратилась к вечному и нетленному Пушкину – нашему «всему».

Однако повод для того, чтобы потревожить Пушкина, был выбран, казалось бы, современный, очень мало отношения к классике имеющий. Создатели сериала, разумеется, помнят, как вызывавший пушкинскую иронию Расин («певец влюбленных женщин и царей») и ставший образцом для русских революционеров Шиллер (с лозунгом его трагически ошибавшегося борца за справедливость «я гражданин грядущих поколений»), сам Пушкин (завершивший работу над предупреждавшим об исходе захвата власти неправедным путём «Борисом Годуновым» за считанные месяцы до восстания декабристов) и сочинившие пьесы о смутном времени сразу после отмены крепостного права в России А. Островский и А. К. Тол­стой («а я хотел добра», – жаловался непонятый и потому бессильный царь Фёдор), – они помнят, как в России постоянно намекали на историческую связь современности с прошлым. И потому решили нарисовать, как они думали, жутковатую картину, изобразив резонанс политических репрессий сталинской эпохи по отношению к пушкин­ской гибели.

Однако резонанс не прозвучал. Хотя бы потому, что Пушкин умер в начале 1837 года, а сейчас год с цифрой «7» заканчивается. А там, где не возникает прямого хронологического совпадения (или – где не успели воспользоваться таким совпадением), ждать резонанса и не приходится.

Однако и открытия не произошло. Историки искусства давно уже высказали предположение о том, что сыгранный сразу после гибели Пушкина великим русским трагиком П. Мочаловым Гамлет был завуалированным откликом на происшедшее «убий­ство». «Смерть поэта» не только как название лермонтовского реквиема, но и как культурный повод для обличения власти стала уже не раз отыгранным поводом для высказываний. Впрочем, можно предположить, что упоминание писательских имён сталинского времени должно было вызвать сочувствие к нашим недавним современникам – хоть и не убитым физически (как Н. Тихонов), но душевно и социально растоптанным.

Однако и скандала не получилось: уже не год и не два, а с конца позапрошлого века обсуждается вопрос о том, что не злая воля самодержца, опасавшегося политического влияния со стороны поэта, а сам поэт «поставил к барьеру не только другого человека, но и самого себя вместе со своей Музой». Это – сказанные через сто лет после пушкинской смерти слова отца С. Булгакова, которого вряд ли можно заподозрить в сочувствии тоталитарному режиму 1930-х годов. Предшественник философа, великий В. Соловьев ещё раньше категорично (критично!) утверждал, что Пушкин «убит не пулею Геккерна, а своим собственным выстрелом в Геккерна». Впрочем, можно предположить, что создателям фильма эти предположения не известны. Авторы фильма наивно полагались на то, что демонстрация количества жертв 1937 года будет обострена напоминанием о единственной жертве 1837 года.

Однако и политическая подоплёка фильма была размыта историями, рассказанными не только в этом фильме, но и в рядом прошедшем – о Вавилове. Великий генетик предстал в той, другой ленте как человек компромисса, как родственник брехтовского (именно так, а не исторического, о котором мы этого не можем знать) Галилея, готового выбрать покой и право кушать гусиную ногу в обмен на отказ от собственных гениально-еретических открытий. Сродни ему, только в опасливо-иронических тонах – всё же есть наследники, могут и в суд подать за оскорбление памяти – развернулась история писателя-барина А. Н. Толстого. Но Пушкин там оказался вовсе ни при чём. Просто-таки мимо Пушкина, а не на его «фоне».

В ленте про людей, живших «на фоне Пушкина», только через 100 лет возникли писательские лица, которые либо вовсе не были осмыслены журналистами, либо поданы в пресном и неинтересном качестве.

Среди «пресных» – поэт Николай Тихонов, от которого остались знаменитые строки с рифмой «людей-гвоздей» и с лицом, которое в то время было невероятно похоже на лицо современного актёра и режиссёра Галибина, недавно сыгравшего Мастера в экранизации романа М. Булгакова. Какой повод для сравнения! – сверхсоветский поэт, которого «почему-то» (ответ на вопрос, почему, в фильме дать не удалось) не тронули в период репрессий, был случайно повторён в облике современного исполнителя роли эфемерного булгаковского творца-страдальца. Это ли не повод для развёртывания «фона»? Не развернули.

Среди же «неосмысленных» – промелькнувший на фотографии Илья Сельвинский, певец полярной эпопеи, создатель трагедии об Иване Грозном. Похоже, авторы фильма не знали – и плохо, если не знали, как тогда делать такое кино? – об истории приглашения нескольких писателей для получения госзаказа на создание апологетических пьес о грозном царе. Но лица писателей-наследников (вот и фон появился бы, только не Пушкин в роли фона, а его младшие коллеги), проходивших через искушение властью над «своими» или приближенностью к власти государственной, промелькнув, не стали даже фоном. Так, деталями музейной витрины...

Однако, однако, однако... Пушкин не очень-то даётся в руки, когда его пытаются использовать как фон. Тем более, что в камерной и ласковой версии Окуджавы «На фоне Пушкина» не политические либо политизированные разборки и убийства происходили, а шла человече­ская жизнь. Одно дело, когда на «фоне Пушкина снимается семейство», разворачивается маленькая и гармоничная вселенная. И совсем другое – когда нам назойливо, как уже в принципе перестали делать в хорошей профессиональной публицистике и делают разве что только в агитационных листовках, подсказывают и намекают, а то и буквально формулируют: пушкинский юбилей (юбилей смерти – дело вообще странное и тонкое, мы недавно это обнаружили в связи со «своей» смертью Чехова) был прикрытием и чуть ли не специально организованным фоном для оправдания новых многочисленных смертей.

«...И лишь в России интересно. Поскольку бездны на краю», – писал наш современник И. Губерман. Цикл, показ которого продолжится, вероятно, вплоть до дня выборов (отведённого на телевидении под нейтральные развлечения), дал возможность ощутить главное: в России перестаёт быть «интересно», поскольку она отодвигается от края бездны. Либо – поскольку эту бездну обнаружить и показать так, чтобы стало на самом деле страшно, телевидение, специализирующееся на открывании окон в мелкие скандалы и инсценированные расследования, не умеет.

Читайте также
  • 20.12.2012 Кино, которое ведёт к храму Эта медаль, учреждённая общественным движением «Россия православная», – награда за общественную деятельность на ниве просвещения,
  • 05.12.2012 Кино опять востребованоВ Переславле-Залесском торжественно открыли новый кинотеатр. И назвали его тоже торжественно – «Оскар».  
  • 01.12.2012 Ему 45 – и он «ягодка» опять! Жители Пошехонского района отметили 45-летний юбилей кинотеатра «Юбилейный», который находится в райцентре  
  • 22.11.2012 «Роман и Франческа»: встреча с Людмилой ГурченкоВ прошлом сезоне абонемента «Кино в лицах знаменитых...» мы показали замечательный музыкальный фильм-сказку «Мама» в честь актрисы-звезды, которая угасла.
  • 13.02.2007 Наши идут... Наших бьютНаши идут. Уже скоро они постучат к вам. Вот и мать Ксении Собчак, председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Людмила Нарусова пошла по стопам дочери.
  • 06.06.2002 Вот родился мальчик. Звали его Пушкин Школа анимации ярославского городского центра «Перспектива» снаряжает очередную экспедицию. Поездка имеет непосредственное отношение к сегодняшнему Пушкинскому дню России.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Живые куклы из СтавропольяВосковыми фигурами Рыбинск не удивишь. Но ставропольские мастера супруги Шулеповы поразили по-настоящему.
  • Ради здоровья и безопасности 5 декабря в рамках одиннадцатой международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда»
  • басня неделиУ нас старинные традиции сильны – Готовы вешать мы воров законных, При этом чествуем с восторгом