Столь непростое название для художника принципиально: именно в этом словосочетании заключается смысл его творческих поисков. Наверное, стоит сказать сразу: эта живопись – не для всех. На мой непрофессиональный взгляд, медитативная направленность произведений явно превалирует над эстетической и информационной составляющей.
В целом экспозиция выглядит так – несколько десятков полотен, выдержанных в одной блеклой охристо-серой гамме, без ярко выраженного содержания: авторские эксперименты со светом и цветом, размытые силуэты, неясные лики, дающих бесконечное поле для зрительских размышлений о замысловатости современного искусства. При всем том, что я не являюсь поклонником реалистического деревенского пейзажа, культивируемого в ярославском художественном сообществе, мой глаз настойчиво искал в произведениях костромского живописца хоть какой-нибудь конкретики. Ан нет… Примечательно, что большинство работ Павла Беляева не имеют названия: можно додумывать увиденное в любом направлении.
Зато непростого художника Павла Беляева хорошо понимают и расшифровывают искусствоведы. Вот, например, какое впечатление произвел живописец на директора Костромской художественной галереи Веру Прямикову:
– Беляев – художник удивительно цельный и глубокий, обладающий развитой интуицией, редким даром некоего мистического чувствования мироздания. В основе пластического мышления автора – стремление к максимальному обобщению, вырастающему до символа… Его картины многозначны и многослойны и не сразу обнажают свои смыслы и содержания, а открываются в процессе медленного вглядывания, вчувствования, эмоционального переживания.
Почувствуйте разницу…
Живопись Павла Беляева дополнена кованой пластикой другого костромского художника – Николая Касаткина. Дополнение это, возникшее, скажу вам по секрету, случайно, в последний момент, тем не менее, оказалось более чем удачным. Опять-таки на мой, возможно и плебейский, вкус. Среди кованых произведений – оригинальные подсвечники, основой для которых послужили ржавые шестеренки, вазоны в виде куска железной трубы, прорастающей изящным кованым листочком… Вроде бы и не ново, а с высокомерной точки зрения актуального искусства и вовсе гламурно (это я про ржавую трубу с росточком-цветочком), но очень оживляет пейзаж. А уж к железной цепи, вертикально застывшей в позе разъяренной кобры, даже у придир-искусствоведов претензий не найдется: и оригинально, и не слащаво.
Хотя что это я все в калашный ряд лезу со своими умозаключениями… Ведь никто и никогда не проводил в городе Ярославле социологический опрос на предмет преимущества кованой пластики над медитативной живописью. Вдруг поклонников медитации окажется во сто крат больше, и тогда выставка «В поле покоя поверхности» будет иметь бешеный успех. А мне придется научиться получать удовольствие от реалистически выполненного деревенского пейзажа…