Премьера состоялась 31 января 1996 года. Над постановкой работали известные мастера театральной сцены – заслуженный работник культуры России, дипломант национальной премии «Золотая маска» режиссер Елена Борисова и заслуженный деятель искусств России, лауреат премии «Золотой софит» художник Нелли Полякова.
Актеров и режиссера мы застали накануне праздничной даты за работой. Казалось бы, что там репетировать, если спектакль уже был сыгран (и сыгран блестяще) целых 99 раз! Но не тут-то было.
– Перед употреблением взбалтывать – эта инструкция справедлива и для театра, – улыбнулась режиссер Елена Тадеушевна Борисова, – Перед тем как сыграть спектакль первый раз в новом сезоне, мы обязательно репетируем, «смахиваем пыль». Это необходимо еще и потому, что идет он достаточно редко, не более пяти-шести представлений за театральный сезон.
– Хоть разговоры о выборе пьесы – «дела давно минувших дней», но все-таки: чем привлекла вас именно эта сказка много лет тому назад?
– Вы даже представить себе не можете, насколько много... Любой материал, который я беру в работу, обязательно должен быть согрет какими-то детскими впечатлениями. Вот и «Черная курица» была одной из любимейших сказок, прочитанных мною в детстве.
А вот исполнитель сразу нескольких ролей актер Анатолий Белков саму сказку Погорельского, честно говоря, жалует не очень, зато спектакль «Черная курица» просто обожает. Мое недоумение по поводу столь полярных мнений актер развеял таким комментарием:
– Режиссер так интересно и замысловато всё выстроил, что в нем всегда есть что играть, и от этого ощущение новизны не притупляется.
Спектакль «Черная курица» потрясающе красив. Мне кажется, его визуальная эстетика – это первое и ярчайшее впечатление, которое обрушивается на любого, вне зависимости от возраста, зрителя. Декорации, выполненные в стиле старинных, черно-белых гравюр, куклы, точно сошедшие с эрмитажных полотен – шитые золотом камзолы, напудренные косицы и букли париков, кринолины... Так и вертится на языке – «из раньшего времени».
Едва глаз осваивается в этой роскоши, как ты уже оказываешься в плену у истории про мальчика Алешу, спасшего от кухаркиного ножа курицу Чернушку, которая оказалась министром подземного королевства. Эта история – сказочная, трогательная и удивительно поучительная одновременно. Таких красивых и умных спектаклей на сегодняшней театральной сцене, испорченной конъюнктурой, наперечет, и мне очень приятно, что уже тридцать тысяч маленьких и взрослых ярославцев (а именно столько зрителей увидели «Черную курицу» за её одиннадцатилетнюю жизнь на сцене Ярославского театра кукол) встретились с настоящим искусством.