Недаром после гастрольной поездки ансамбля по США один из городов, где состоялись выступления ярославских танцоров, гордо присвоил себе второе название – Волжанка и с тех пор так и называется – Комарилло-Волжанка. За время полувековой творческой жизни коллективу аплодировали зрители Чехии, Словакии, Польши, Румынии, Дании, Болгарии, Англии, Греции, Кипра, США...
А начиналась эта звёздная для самодеятельного коллектива карьера к вершинам сценического успеха с маленькой группы энтузиастов – любителей танца, которые собирались на культурной базе Ярославского моторного завода под руководством балетмейстера Светланы Варзановой. В 1958 году руководство коллективом принял на себя солист Государственного ансамбля танца Сибири Эдуард Хайкин. По словам Эдуарда Аркадьевича, «в русском народном танце по сравнению с танцами народов Сибири больше раздолья для фантазии – здесь больше хороводов, юмористических жанровых сценок».
– А как вообще рождается танец? Или, если он народный, его и придумывать не надо?
– Раньше мы ездили в творческие поездки по деревням, беседовали со старожилами, собирали фольклор. Так, например, из поездки по деревням Ростовского района мы привезли номер «Вашутинские гончары»... Сейчас, конечно, фольклорных экспедиций уже нет, но в голове каждого балетмейстера (если он, разумеется, профессионал в своем деле) непрестанно кипят идеи, которые и рождают новые танцы.
В золотом фонде коллектива – около шестидесяти танцевальных номеров, и этот творческий багаж постоянно пополняется. Однако «Задушевные разговоры», «Ярославские гулянья», «Волжанка», «Большой русский перепляс» – эти хореографиче-ские композиции не устаревают десятилетиями и пользуются любовью не только у зрителей, но и у самих танцоров.
В 1971 году коллектив получил самое высокое для самодеятельного коллектива звание – «Народный». Вообще танцоры, посвятившие любимому занятию практически всю свою жизнь (многие из сегодняшних солистов впервые пришли в танцевальный класс пяти-шестилетними малышами), категорически не приемлют снисходительного отношения к слову «самодеятельный».
– Единственное отличие нас, самодеятельных артистов, от профессионалов состоит в том, что мы работаем на чистом энтузиазме, не получая за наш труд заработной платы, – говорит балетмейстер ансамбля Денис Овсянников (он возглавил коллектив в 2000 году). – Куда бы мы ни приезжали, нам нигде не верят, что мы – не профессиональные танцоры, а по своей основной специальности работаем врачами, строителями и рабочими…
– Точно, – вспоминает Эдуард Хайкин. – Во время гастролей по Америке солисту нашего ансамбля Владимиру Баранову даже пришлось доказывать свою профессиональную принадлежность к рабочему классу делом. Недоверчивые зрители договорились на каком-то заводе, чтобы Володю пустили к станку выточить деталь, а то никто не верил, что «в свободное от танцев время» Володя работает токарем на заводе.
Однако многие участники, пройдя серьёзную школу танца в детском коллективе «Счастливое детство» (именно он является кузницей кадров для «Волжанки»), в дальнейшем выбирают танцевальную стезю и в качестве основного дела жизни.
– В любом Доме культуры города и области, в институте культуры в Москве работают наши воспитанники, – с гордостью говорит Эдуард Аркадьевич. – За-служенный артист России Иван Заломаев – солист ансамбля «Берёзка» – тоже начинал у нас. Многие «волжане» работают в профессиональных коллективах за границей.
Ансамбль танца «Волжанка» – лауреат премии Ленин-ского комсомола, лауреат областных премий и дипломант многих международных фестивалей, участник открытия Олимпиады-80, Игр доброй воли, коллектив принимал участие в театрализованном представлении, посвящённом 60-летию Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади в Москве...
– А на открытии Олимпиады в Сочи вы готовы выступить?
– Хоть сейчас, приглашайте!