Мусоргский называл себя «бойцом за правую мысль искусства». В одном из своих писем он писал о том, что им владеет одна дума: «сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян правдой звучащее слово». Это эстетическое кредо Модеста Петровича получило отзвук в каждой строчке, в каждой интонации его самобытных вокальных сочинений. Слушая романсы-картинки из жизни народа («Сирота», «Гопак», «Светик-Савишна», «Семинарист», «Пирушка», «Озорник», «Детская» и др.), мы словно видим каждого из действующих лиц – так наглядны их музыкальные портреты, так метко переданы в музыке особенности речи.
Художественные взгляды и гражданская позиция Мусоргского нашли гениальное воплощение и в его опере «Борис Годунов». Взяв за основу историческую трагедию великого Пушкина, композитор позаимствовал из двадцати двух пушкинских сцен только девять, включив фрагменты из Карамзина, которому поэт и посвятил произведение. Судьба царя Бориса противостоит судьбе его подчинённых. Основной драматический конфликт происходит между преступным царём и народом. В осуждении произвола и принципа царской власти, в возвеличивании свободолюбия состоит основная идея оперы Мусоргского.
Народ – главное действующее лицо «Бориса Годунова». И для его характеристики композитор вводит масштабные хоровые сцены с выделением отдельных групп и действующих лиц, сольных реплик – до этого ничего подобного в опере не было.
Премьера оперы «Борис Годунов» состоялась в 1874 году. С восторгом приветствовали спектакль слушатели галёрки – студенты-разночинцы, мелкие чиновники. А чиновники из «высших сфер» старались всячески помешать её успеху. Исключались некоторые сцены, а после смерти композитора опера и вовсе была снята с репертуара. И только через много лет, в 1898 году, началось возрождение «Бориса Годунова» в России, а с 1908-го оперу поставили и за границей. За 130 с лишним лет с момента её создания она ставилась во всех ведущих оперных театрах мира и наравне с операми Чайковского признана шедевром русского музыкального искусства.
В 1898 году партию царя Бориса впервые исполнил великий Фёдор Шаляпин, а в 1927-м партию Юродивого на сцене Большого театра пел Иван Козловский.
В 1954 году опера «Борис Годунов» была экранизирована режиссёром Верой Строевой, женой и соратником знаменитого кинорежиссёра Григория Рошаля, в творчестве которых музыка занимала большое место. Г. Рошаль поставил картину «Мусоргский», а В. Строева, продолжая его тему о Мусоргском, воплотила на экране гениальные творения композитора – оперы «Борис Годунов» и «Хованщина».
На ведущие роли режиссёр привлекла самых знаменитых певцов с мощными красивыми голосами. Бориса Годунова играет и поёт лучший интерпретатор этой роли, мощнейший красивейший бас (баритональный) Александр Пирогов; роль Пимена – не менее знаменитый Максим Михайлов – бас глубокий и низкий. В роли Самозванца – Георгий Нэлепп, обладатель голоса редкой красоты и тембра, широкого и ровного диапазона. Прекрасный мастер сценического перевоплощения – бас Алексей Кривченя снялся в роли Варлаама, Лариса Авдеева исполняет роль Марины Мнишек.
Прекрасно поставлены сцены во дворцах и соборах Кремля, на Красной площади, на натуре; отдельные и очень выразительные крупные планы, невозможные на театральной сцене переносят зрителя и слушателя к началу XVII века, к началу Смутного времени. Исполнители главных партий за эти роли были удостоены Государственных премий. Фильм с успехом прошёл на экранах нашей страны и был закуплен более чем в 50 странах.