Темы рассматривали от общекультурных – «Храм как синтез разных искусств, его воздействие на развитие человека», «Народные обряды и обычаи, связанные с православным храмом» до конкретных, местных – «Храмы на территории края в XVIII – XIX веках», «История храма Параскевы Пятницы в Большом Селе».
Интересными оказались некоторые школьные доклады. Ученики под руководством педагогов разыскали людей, рассказавших о недавнем прошлом, о котором при советском режиме были вынуждены молчать. Юля Нургаязова, Маша Сигаева, Катя Шошина из 11-го класса Вареговской школы – ученицы Валентины Николаевны Руденко, преподавателя истории, краеведения и заведующей школьным музеем, подготовили выступление «Семья священника как пример нравственности и образованности для сельского жителя». Они обследовали храмы в окрестностях Варегова. Ни одного действующего нет: закрыты церкви во имя иконы Казанской Божьей Матери в Михальцеве, Игрищах, Филиппове, Воздвиженья Креста Господня – в Шельшедоме, Покрова Пресвятой Богородицы – в Андреевском. Ученицы познакомились с потомками настоятелей и причта. За иными далеко ходить не понадобилось – это учителя их же школы, бывшие и настоящие.
В Андреевском служил с 1900 по 1925 год дьякон Павел Григорьевич Троицкий. Его внучка Маргарита Григорьевна Троицкая-Долгова преподавала в начальных классах в Варегове и ее мать тоже. У Павла Григорьевича семья была большая: три сына и пять дочерей. Жена его рано умерла, он сам воспитывал детей. В 1935 году храм закрыли, он остался без службы. Жил по очереди в домах детей, но больше недели задерживаться на одном месте ему не позволяли власти – в целях пресечения религиозной пропаганды. Только его потомки все равно были примером для окружающих. У Маргариты Григорьевны – пятеро детей: две дочери и три сына. Все – достойные, уважаемые люди. Профессии у них разные: юрист, экономист, финансист, строитель, инженер. Ее невестка – учительница Вареговской школы.
Павел Владимирович Калачевский с 1911 по 1935 год был настоятелем храма Воздвиженья Креста Господня в Шельшедоме. Его репрессировали как врага народа и отправили в Архангельскую область. Но специалистов не хватало, пришлось пользоваться вражескими услугами – назначили бухгалтером. Потом освободили, и с 1939 года бывший священник и враг руководил колхозом. До своей кончины в 1954 году успел вернуться к службе в храме – в Переславле. У него тоже семья была большая: три сына и четыре дочери. Сыновья сражались за Родину на Великой Отечественной войне, двое погибли. А Павел Павлович уцелел и дошел до Берлина. Его жена Лариса Александровна Калачевская живет в Шельшедоме, ей 82 года, она бывшая учительница. Внуки священника строили по комсомольской путевке Братскую ГЭС, работали в Якутии, есть среди них медики... Культура семьи, говорит Лариса Александровна, чувствовалась даже по тому, что там «правильно пели» – она с удивлением это отметила, когда познакомилась со своим будущим мужем. Этому учили в духовной семинарии Павла Владимировича Калачевского, так умела его жена от своих родителей, происходящих из духовного сословия.
Никто не стал священником из потомков Троицкого и Калачевского – время не способствовало выбору такого пути. Но в своей мирской жизни они были-таки образцом нравственности и культуры.
Борис Николаевич | 03.08.2011 в 15:57 | ответить0
Уважаемые авторы статьи!
Лариса Александровна Калачевская была, по-видимому, второй женой П. Калачевского. Не знаете ли вы, кто была его первой женой и её девичью фамилию?
С уважением,
Борис Николаевич