Целью его было не только публичное исполнение музыкальных и литературных произведений, но и поиск, поддержка талантов. Затем в 1900 го-ду появилось Хоровое общество, немного позднее в Ярославле открылось отделение Русского музыкального общества. И всё это – во имя просвещения народа и развития его способностей к пониманию искусства.
Но учредили Ярославскую областную филармонию только в конце 30-х годов. В честь важного события в Волковском театре состоялся концерт скрипичной музыки. Исполнителем был тринадцатилетний вундеркинд Буся Гольштейн. За полгода в Ярославле побывали едва ли не все лучшие исполнители страны. Появились и собственные коллективы – хоровая капелла, оркестр народных инструментов, другие ансамбли. Тогда лидировал среди них оркестр народных инструментов – он приобрёл всесоюзную известность, много гастролировал. В 1941 году его музыканты ушли на фронт, многие из них погибли, и оркестр перестал существовать. В 1946 году создали симфонический оркестр, который до сих пор занимает важнейшее место в жизни филармонии. В 70 – 80-е годы Ярославская областная филармония стала одной из лучших в стране. И неудивительно – симфонический оркестр, орган немецкой фирмы «Зауэр», установленный в 1974 году, поднимали её на недосягаемую высоту для многих городов.
Болезненно-ощутимый удар нанесли нашему Новому театру годы перестройки. Артисты с трудом выживали на крошечные зарплаты, но когда для государства стоит вопрос «быть или не быть», культуре первой приходится «затягивать пояс». Устояли. О праздновании 70-летнего юбилея Нового театра мы поговорили с его директором Ириной Николаевной Трофилёвой. Это первая женщина в директорском кресле филармонии.
– Ирина Николаевна, как вы оказались на этом месте?
– Ярославль я считаю своей второй родиной. Много в моей жизни связано с этим городом. Родилась я в семье военнослужащего в Ленинграде. Всё детство – в разъездах. Но учиться в театральное училище приехала сюда – мама родом из Ярославля. Актёрская карьера не сложилась – вышла замуж за военного строителя, приходилось часто переезжать. Появились дети, ими надо было заниматься. Как оказалось, я не отношусь к тем женщинам, для которых актёрская карьера и сцена выше семьи. Когда мы жили в Хабаровске, я закончила ещё и институт культуры. В учреждениях культуры работаю больше 20 лет. В филармонию пришла работать литературным редактором, весь творческий процесс узнала «изнутри». Я знаю свою работу и очень её люблю – наверное, это и позволило мне не побояться той большой ответственности, которая лежит на плечах директора филармонии.
– Как будет отмечаться этот юбилей, чем порадуете ярославцев?
– Нам хотелось показать все свои коллективы, пригласить своих давних и верных друзей, так что сразу было ясно, что в один юбилейный концерт будет не вписаться. Возникла идея создания праздничной программы «Фиеста в филармонии». Она началась 29 октября «Свадебкой» Стравинского – вместе с «Новой оперой». С этим московским театром нас связывают годы дружбы, его дирижёр Дмитрий Волосников – нередкий гость в Ярославле, наш зритель его знает и ценит. Первый же концерт праздничной программы прошёл с аншлагом.
«Музыкальное приношение» получили любители органа от его бессменной хозяйки Любови Шишхановой. Вместе с ней выступили органисты из Германии и Австрии. Органный концерт тоже прошёл с аншлагом. Третий концерт «Фиесты» – выступление Иосифа Кобзона с оркестром Николая Некрасова. Иосифа Давыдовича мы пригласили по многочисленным просьбам зрителей, и он не отказал. В городе любят джаз, поэтому в праздничной программе – симфоджаз с народным артистом Голощёкиным. Завершит юбилейное шествие 22 ноября гала-концерт, в котором встретятся все наши лучшие программы и лучшие исполнители. Покажем всё, чем богаты. Из гостей – Нина Шацкая и Андрей Григорьев – хотя они давно работают на столичных сценах, мы считаем их своими.
– Жаль, что к юбилею так и не открылся «Гигант». Когда можно будет прийти в этот новый концертный зал?
– В декабре все ремонтные работы в нём завершатся. Но хлопот ещё много – окончательное оформление зала, подбор кадров, их обучение. «Гигант» откроется в 2008 году. Мы решили, что в первый месяц работы нового концертного зала зрители должны увидеть и услышать всю палитру жанров. Большой зал даёт большие возможности, и мы хотим, чтобы зрители сразу это почувствовали.
– Вам не кажется, что вот с палитрой жанров у нас в Ярославле пока не очень хорошо? Почти забыт литературный жанр, а ведь в Ярославле хороших чтецов любят.
– Согласна, я заметила это, когда стала директором. Но мы стараемся выправить ситуацию. Недавно провели бенефис нашей прекрасной чтицы Элеоноры Волгиной. Принимали её «на ура». Это был душевный и очень профессиональный концерт. Всегда с аншлагом проходят концерты Юрского, Казакова. Мы недавно приглашали Юрского, но он занят на съёмках и начал писать книгу, на нас времени не нашёл. Но в декабре приедет Павел Любимцев, это очень талантливый и интересный исполнитель.
Мы знаем, что город очень любит оперный жанр. Востребована и хореография, но опять всё упирается в возможности зала. С открытием «Гиганта» корректировать жанровую политику будет легче.
– Не знаю, можно ли назвать Ярославль музыкальным городом, но на регулярные симфонические концерты собрать зал, наверное, непросто?
– У симфонического оркестра есть в городе своя аудитория. Вообще, вопрос заполняемости зала у нас не стоит. Как не стоит и вопрос самоокупаемости оркестра. Но этот оркестр, как и музеи, и памятники, – наше достояние, его надо беречь, поддерживать, сохранять. Симфонический готовит четыре программы в месяц, каждый концерт – новая программа. И возможности у оркестра большие. Вот, меня часто спрашивают, когда можно с детьми приходить на симфонический концерт. Если концерт правильно подготовлен, продумано общение с детской аудиторией, то даже трёхлетние дети легко выдерживают час – полтора. На вечерний симфонический концерт Мэлвина Тикса – он клоун и дирижёр – пришли родители с детьми от 3 лет. Там произошло то, что и должно быть на настоящем концерте – слияние зала и сцены. Настолько профессионально музыкант работал с залом – всё в меру, легко, интересно. Дети не только не устали, но и не хотели уходить.
– Нужны ли сейчас для успешной работы филармонии связи с Москвой, которые, как правило, всегда бывают личными?
– Уже нет. Открыты офисы известных исполнителей, приходи, договаривайся. Все театры тоже открыты для общения – были бы только деньги.
– Как участвует государство в материальной жизни филармонии?
– Финансируется только зарплата, материальная база – насколько убедишь, что нужно что-то отремонтировать, заменить, приобрести. Концертная деятельность – только сами, всё надо строго просчитывать. Поэтому в небольшом зале мы не можем работать с эстрадными звёздами – нерентабельно. Приезд Кобзона можно считать подарком к юбилею филармонии. Завышать цену билетов мы не хотим. Концерты в большинстве своём должны быть доступны. Основной наш зритель – интеллигенция, а она небогата, поэтому и цена билета не должна быть высокой.
– Учреждения культуры в городе разрозненны – все сами по себе. Но они остались единственными островками, противостоящими массовой культуре, которая успешно выхолащивает человеческие души. Не думали о том, чтобы с кем-то объединить усилия на фронте борьбы за человека?
– Нам ближе всего музеи. Вместе с музеем-заповедником мы готовим праздник «Преображение». Нам нужен большой проект по Собиновскому фестивалю. Он в городе обязательно должен быть, и здесь нам тоже надо держаться вместе с музеем.
Пока только у нас в мечтах – большие оперные уличные проекты, и здесь нам единомышленники тоже не помешают.
– Что самое трудное в работе концертного зала?
– В филармонии, в отличие от театра, нет постоянного репертуара. Каждый раз – новое. Это трудно – и большая подготовка, и ежемесячно не одна премьера. Надо поддержать молодых солистов, исполнителей, найти возможности для этого.
Нелегко искать кадры, обучать их, найти средства на хорошее оборудование. Иногда здесь по 20 лет мечтают о хорошем инструменте – тоже сложно приобрести. Непросто работать в зале, когда он требует ремонта. Сейчас у нас есть прекрасный проект реконструкции филармонии архитектора Вячеслава Сафронова. Думаем, как осуществить его, не закрываясь, по 5 месяцев в году ремонтировать, и года за 3 – 4 привести старое здание в полный порядок. Это тоже будет трудно.
– Что вам лично помогает справляться со всеми этими трудностями?
– Любовь к своему делу, профессионализм и коллектив, который становится коллективом единомышленников. Нас ведь много – почти 300 человек, так что вместе не только юбилейные концерты проведём, но и со всеми проблемами справимся.