Осуществил постановку спектакля (равно как и написал его сценарий, и придумал идею оформления) режиссер из Нижнего Новгорода Владимир Кулагин (на снимке). В начавшемся театральном сезоне он планирует поставить на сцене камерного театра еще два спектакля.
Что касается «Путников в ночи»… Повторение, безусловно, мать учения. И те зрители, кто уже имел удовольствие посмотреть на сцене камерного театра спектакль «Встречи и расставания» (импровизация по произведениям Александра Володина), без труда узнали в новом спектакле «Путники в ночи» режиссерский почерк Кулагина. Хотя заявленная автором импровизация как жанр спектакля (что в переводе означает неожиданный, внезапный) по меньшей мере должна предполагать полную непредсказуемость как в сюжетной линии, так и в стилевом решении постановки. Однако это не произошло.
В обоих случаях сценарий – это несколько миниатюр о любви, нанизанных на единый стержень сюжета. Разнятся только географические названия и имена героев.
В обоих спектаклях одним из главных действующих лиц (и связующим элементом между миниатюрами) является живая музыка (пианино, скрипка, виолончель) в исполнении композитора Ивана Скуратова и музыкантов Светланы Бухреевой и Елизаветы Хадкевич. Если в спектакле «Встречи и расставания» звучала поэзия – это были монологиразмышления в стиле поэтического театра Елены Камбуровой, то в «Путниках…» актеры запели. Актерское трио то же, что и во «Встречах…»: Замира Колхиева, Зинаида Сопотова и Константин Силаков. Вокал в драматическом спектакле выглядел и звучал достаточно необычно, потому как ситуация, в которой монолог героя естественно перетекает в мелодию, присуща иному театральному жанру. И было видно, что актеры в новом амплуа чувствуют себя несколько скованно, хотя это как раз вполне объяснимо: премьера, волнения и все такое… Словом, мнение по поводу вокала у меня сложилось достаточно неоднозначное, тем более что музыкальную «компанию» в спектакле ярославским актерам составил сам Фрэнк Синатра, а посему ограничусь констатацией факта, не окрашенной субъективными эмоциями: камерный запел блюз. И это – безусловное «ноухау» Владимира Кулагина.
В сценическом решении спектакля Владимир Анатольевич попрежнему аскет и минималист – на сей раз он ограничился двумя двухъярусными железными кроватями (на которых и вокруг которых строились все мизансцены) и горой абсолютно нефункциональных чемоданов, которые никак не были обыграны и просто служили театральным задником (очевидно, оправдывая слово «путники» в названии спектакля). А вот подсознательно ожидаемой «ломки» пространства (во «Встречах…» режиссер рассаживал публику каре, так, что играющие актеры оказываются как бы в комнате, ограниченной зрителями, и это было не только неожиданно, но и интересно) в новом спектакле не произошло. Разве что ряд мизансцен был перенесен на второй кроватный ярус, и таким образом оказалась задействована вертикаль. А в остальном…
– Никаких спецэффектов, никакой нарочитой театральности, к каковым я обращался в предыдущих постановках. Минимум декораций. Очень хочется показать крупный план, как в кино, чтобы зритель остался с актером наедине в том маленьком мире, в котором живут и любят герои…
Как вы думаете, о каком спектакле Владимир Анатольевич произнес эти слова? Правильно, они адресованы «Встречам и расставаниям», но абсолютно то же самое можно сказать и по поводу «Путников в ночи».
Безусловной удачей нового спектакля стала роль Эмили Смит в исполнении Замиры Колхиевой. Актриса великолепно воплотила на сцене образ гадкого утенка – забитой, невежественной, неряшливой тюремной кухарки, – превращающегося в роскошного лебедя под воздействием волшебной силы любви.
Вообще нужно отметить, что присутствие в репертуарной афише театра спектаклей Владимира Кулагина способствовало достаточно ощутимому актерскому прорыву Зинаиды Сопотовой и Константина Силакова, которые достаточно долго пребывали в тени славы актеров – основателей театра, я имею в виду Юрия Ваксмана и Владимира Гусева. Этот творческий всплеск молодых актеров – большая удача для театра в целом.
Премьера «Путников в ночи» станет безусловным подарком для поклонников спектакля «Встречи и расставания». Таких зрителей немало, я знаю, что многие из них посмотрели полюбившийся спектакль неоднократно. О популярности этой постановки можно судить хотя бы по распроданным загодя билетам. Но зрителей, которых камерный театр привлекает в первую очередь мощной режиссурой Владимира Воронцова и всегда неожиданной драматургией Леонида Рокотова, новая работа камерного театра, возможно, разочарует. Но это, как говорится, на вкус и цвет...