– На этот счёт на заседаниях даже развернулась своего рода дискуссия. Основание ей положили выступления профессора Александра Викторовича Недоступа из Москвы и петербуржца отца Сергия Филимонова. Недоступ считает, что православный врач – это человек православного мировоззрения, который совершает служение (он даже выделил это понятие) – безвозмездное, бескорыстное служение людям.
Всё это, конечно, правильно, однако протоиерей Сергий Филимонов, который по своей первой профессии тоже врач, кандидат медицинских наук, дополнил: православным врачом можно считать только глубоко верующего человека, того, кто живёт жизнью Церкви, регулярно посещает службы в храме, исповедуется, живёт в венчанном браке, признаёт церковные правила, правила Апостольские, Вселенских и Поместных соборов, молится. Отец Сергий произнёс при этом такую фразу, которая впоследствии не раз звучала в зале, я бы сказал даже, витала в воздухе: «Врач без молитвы мёртв».
Меня она потрясла, и объясню, почему: высокое служение своему делу может быть свойственно любому хорошему специалисту, и мы знаем, что многие советские врачи отличались своим бескорыстным служением людям, верностью профессиональному долгу. Но православный врач совершенно иначе, чем его коллеги, смотрит на многие вещи, на такие понятия, как жизнь и смерть. «Что пользы тебе в том, что ты тело своё спасёшь, а душу потеряешь», говорится в Евангелии, слова эти для православного человека, в данном случае врача, звучат предостережением в выборе лечения: его методики, средств, подхода к делу... Примером православного врача является выдающийся хирург Войно-Ясенецкий – святитель Лука, канонизированный Русской православной церковью, который, используя достижения современной ему медицины, даже самую обычную медицинскую манипуляцию начинал с молитвы.
– Но много ли у нас сегодня православных врачей?
– Статистики, конечно, нет. Но сейчас в ряде больниц, особенно в столице, есть уже свои православные приходы, домовые храмы или часовни, где православный человек – больной или врач, медсестра – могут духовно окормляться. Протоиерей Сергий Филимонов привёл интересные данные, согласно которым сегодня в Питере, например, от 20 до 30 процентов врачей придерживаются материалистической точки зрения. Они верят, что Бога нет.
– Мне кажется, в обществе вообще существует мнение, что врач просто обязан быть материалистом.
– Владыка Ювеналий в своём выступлении привёл такую историю из жизни святителя Луки: однажды чекист Петерс упрекнул его в том, что он, врач, верит в Бога, которого не видел. На что святитель ответил, что хотя по роду своей работы он вскрывал довольно часто черепные коробки, но ума в них не находил, как не находил и совести... Но мы отвлеклись. Отец Сергий отметил, что, кроме атеистов, среди питерских врачей есть мусульмане, католики, протестанты, есть врачи-оккультисты, которые считают, что владеют некими потусторонними силами и руководствуются этим в своей деятельности. Но около 70 процентов врачей заявили о том, что признают православие, и многие из них даже являются людьми крещёнными. Однако... не воцерковленными. Не знают они и основ социальной концепции Русской православной церкви, того, почему она так относится к тем или иным вопросам современной медицины, не понимают, почему так твёрдо стоит на защите своих взглядов.
– Вы имеете в виду проблему с абортами, отношение к эвтаназии?
– Да, а ещё и к стволовой медицине – получению эмбриональных клеток из человеческих зародышей, которые впоследствии используются с целью омоложения организма. К клонированию, применению гипноза, например, при лечении алкоголизма или наркотической зависимости, что является насилием над личностью. Лечение с использованием так называемых методик нетрадиционной медицины, которыми настойчиво привлекают к себе людей различные «целители», представители оккультизма – это тоже свидетельства возрастающей бездуховности общества, вызов самой природе человека, заложенному в нём образу Божию. Обществу православных врачей, созданному на съезде, видимо, предстоит вести среди коллег определённую духовно-просветительскую работу в этом плане.
– Вы сказали: «обществу, созданному на съезде» – это и есть результат форума?
– Да, ведь съезд был учредительный. Мы широко обсуждали Устав общества, его цели и задачи. Дискуссий было много. Я предложил включить в Устав положение о духовнике. В идеале хорошо, если членом общества является врач-священник, но такая возможность есть не в каждой епархии. А суть духовничества в том, чтобы врач мог не только поговорить со священником, получить от него какой-то совет, но и исповедаться у него. О том, как это важно, говорили многие выступающие. Священник, который будет исповедовать врача, должен обладать особым опытом, ведь у врачей есть особые грехи, врачебные ошибки, от которых никто не застрахован. В одном из докладов даже подчёркивалось, что наши врачи страдают многими неврозами, потому что не исповедуются вовремя. В докладе, посвящённом святителю Луке, в частности, приводился пример, свидетельствующий о том, что он тоже ошибался. Однажды к доктору Войно-Ясенецкому пришёл больной, которого тот пытался спасти, но не спас, не смог и открыто в этом признался. А многие наши врачи часто скрывают свои промахи и ошибки... Митрополит Воронежский Сергий поддержал меня, и предложение относительно духовника было принято. Так же, как и другое: речь шла о том, что общество православных врачей, на мой взгляд, должно включать в себя всех медицинских работников – медсестёр, фельдшеров, фармацевтов, даже студентов-медиков. Так обстоят дела в центре православных врачей, действующем при нашем храме Параскевы Пятницы в Калачном. Мы открыты для всех, кто трудится в медицине, а на заседания приглашаются и все прихожане.
Я считаю, что сегодня очень важно заниматься духовным образованием врачей. И цель общества – не создавать альтернативную медицину, отличную от действующей, речь идёт скорее об одухотворённости деятельности врача, об отказе от коммерциализации, что меняет отечественную медицину в худшую сторону, о возвращении в её практику таких понятий, как милосердие, бескорыстие, примером как раз и являлась деятельность профессора Войно-Ясенецкого – святителя Луки. Не случайно у делегатов съезда возникла идея присвоить обществу его имя, а изображение включить в символику.
Общество пока не зарегистрировано, Устав будет дорабатываться, и обсуждение его пройдёт по епархиям, но председатель уже избран – им утверждён митрополит Сергий. А протоиерей Сергий Филимонов избран председателем исполкома, в состав которого вошли и миряне – врачи самых разных специальностей.