Перед вчерашней утренней репетицией мы пообщались с гостями, поговорили о житьебытье театра из красноярской глубинки. Этот городок на Енисее с некогда процветающим, а теперь «полулежачим» электротехническим комбинатом, как выяснилось, ничуть не богаче других городов с населением не больше 100 тысяч человек. Как выразились по такому поводу наши собеседники, «сидим на дотации».
Обветшалое сценическое хозяйство новоиспечённого лауреата, скрипучие полы его зрительного зала заждались ремонта. Ещё одно лихо, знакомое многим провинциальным труппам: стоит им «засветиться» на фестивале или на гастролях, начинается утечка талантов в столицу. За какихнибудь пару сезонов минусинцы не досчитались четверых ведущих исполнителей.
Минусинску, однако же, повезло: театр содержит Красноярская краевая администрация, а сам город помогает своим любимцам разве что эпизодически. Отношения их с учредителем на взаимном доверии, отсюда и его преимущества. Одно из них – независимость от мелочной опеки чиновников. В афише здесь – полтора десятка постановок, в диапазоне тем – от вечных истин бытия до узнаваемой злобы дня. Средний возраст актёров – около тридцати лет. Это воспитанники Красноярской краевой, Питерской и других театральных академий, а исполнительница одной из ролей во вчерашнем спектакле Галина Зыкова училась в Ярославском училище у профессора Нельского.
Есть в труппе и свой творческий лидер. Главреж заслуженный деятель искусств РФ Алексей Песегов (на нижнем снимке) – коренной сибиряк и старожил театра. В нём он с 17 лет, начинал монтировщиком и художником по свету. Он выпускник актёрского отделения училища в Екатеринбурге, а режиссёрскую стажировку проходил в московском театре на Покровке у тогдашнего его худрука Арцыбашева.
– Нас любят зрители, у театра есть друзья, – сказал Алексей Песегов о «главном преимуществе» своего театра.
Поделился такой важной новостью: учреждён благотворительный фонд поддержки театра. Из кассы фонда будет полностью оплачена премьера спектакля «Чёрный тополь» о нескольких поколениях «людей тайги» – проект к предстоящему ноябрьскому 125летию театра.
От обсуждения жгучей темы, как заполняется зал, наш собеседник изящно уклонился:
– Не жалуемся.
А вот ответ на наш слегка провокационный вопрос, чем театр из сибирской глубинки так понравился комиссии по присуждению Волковских премий, главный режиссёр вниманием не обошёл. Без всяких комментариев привёл текст диплома, привезённого с недавнего Международного фестиваля в Челябинске: «За сохранение традиций русского психологического театра».
К слову, в вековой летописи Минусинского театра оставил своё имя и великий ярославец Леонид Собинов. Выступил на его сцене с концертом по пути на дальневосточные гастроли.
Есть «ярославский след» и у спектакля «Где твои крылья?», действие которого развёртывается после войны в одном из провинциальных городов. Автор пьесы жил в Ярославле, в начале 80х годов работал в ТЮЗе, затем уехал в Москву. Как нам сообщили в литчасти Волковского театра, он, поблагодарив за приглашение на открытие фестиваля, с сожалением ответил, что приехать не сможет изза нездоровья.
Последнее интервью взяли мы у исполнительницы одной из главных ролей в постановке Алексея Песегова Маши – Натальи Котельниковой. Попросили её сказать несколько слов о своей героине.
– Главное, помоему, – сказала актриса, – что Мария сохранила в себе мир своей мечты. Порыв ветра в финале обрушивает облезлые стены её жилища. Но моя героиня не гибнет, как думают некоторые критики. Что с ней будет дальше, пусть каждый из зрителей решит для себя сам.