Она необычна уже по составу участвующих в ней художников. Их четверо – это заслуженный работник культуры Чечено-Ингушской республики Владимир Реутов, член Союза художников России Абдурахман Раджабов (Республика Дагестан), народный художник Чеченской республики Аманди Асуханов и фотохудожник, корреспондент Ярославского регионального отделения «Ассамблеи народов России» Марина Козлова.
Как следует из заглавия выставки, объединило их столь разных по возрасту и национальности, по взгляду на мир и способам преломления собственного мироощущения в плоскости холста или бумаги, по именитости и степени творческой состоятельности, словом, совершенно различных по своей сути художников, – извечное пристрастие живописцев к жанру пейзажа.
Правда, что касается работ фотографа Марины Козловой, то она пейзажами не ограничилась, а включила в свою часть экспозиции и портреты, и удачные репортёрские стоп-кадры. Эта самодостаточная фотографическая «побочная партия» внесла в заявленную в афише патетическую симфонию пейзажа некую необходимую для зрительского восприятия ноту легкомыслия. Но если портретная галерея Марины Козловой отразила в себе представителей многих национальностей бывшего единого и нерушимого, то лирическая пейзажная нота в её творчестве неотделима от России.
Эти достаточно стандартные для русского глаза берёзовые аллеи, купола храмов, гроздья рябины (крупный план), вид на церковушку сквозь распахнутое окно деревенской избы (крупным планом – отлетающие занавески) и прочая, прочая замечательно демонстрировать иностранцу, не имеющему ни малейшего представления о России. Однако фотографии приглянутся и зрителю, выросшему в краю этих самых берёз, если только он, гипотетический зритель, не является ярым приверженцем авангардной фотографии.
Художник Владимир Реутов искренне порадовал своей удивительной тематической всеядностью (в хорошем смысле этого слова): по восьми представленным им в общей экспозиции работам можно составить яркое представление о творчестве художника в целом. Тут тебе и декоративная птичья стая, и пушкинский портрет на фоне зимнего пейзажа, и яблоневый цвет, и золото осени... Такая экспозиционная лаконичность между прочим дана очень немногим творцам.
Начинал Владимир Михайлович как акварелист, последние годы отдаёт предпочтение технике эмали, достиг в этом новом для себя направлении живописи серьёзных успехов, много и успешно выставляется как в России, так и за рубежом. Коллеги о нём говорят, что многогранность его таланта способна сравниться лишь с его душевной щедростью, а подобный комплимент в художественной среде услышишь нечасто.
Фундамент же выставки «Вечная тема пейзажа» (если, конечно, можно говорить о некой основополагающей части экспозиции групповой выставки) составили живописные произведения Абдурахмана Раджабова и Аманди Асуханова. Пейзажи этих двух авторов при всей несхожести их палитр и различности техник письма объединяет тема горного пейзажа, выдержанного в стиле «лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал». Я как зритель не избалована горными пейзажами. Скажу больше: до сего дня практически всё моё знакомство с этой темой (не считая холстов ярославского живописца Севрикеева) ограничивалось горными грядами кисти Рериха, что автоматически увязывалось в сознании с непростой прозой Елены Блаватской и некой мистерией и мистификацией в целом.
У Аманди Асуханова и Абдурахмана Раджабова горы иные. Они величественны и потрясающе разнообразны, они завораживают, но не подавляют своей монументальностью. Правда, обилие позолоты на рамах несколько сбивает возникающий эмоциональный настрой и отсылает в сторону восточных базаров... Хотя это дело вкуса и дань традициям. Холсты Абдурахмана Раджабова знакомят жителя среднерусской полосы не только с прекрасным до нереальности горным величием, но и отражают повседневную жизнь жителей горных аулов. И то, и другое кажется чем-то придуманным, некой иллюстрацией к сказкам «Тысячи и одной ночи».
Не могу сказать, что выставка «Вечная тема пейзажа» стала для меня большим откровением, но ведь невозможно переживать катарсис на каждом вернисаже. Закончить эти заметки мне хотелось бы словами председателя ЯРО Ассамблеи народов России Нур-Эл Хасиева, сказавшего, что «именно культура и искусство содействует духовному взаимообогащению народов, достижению их единства в разнообразии». Хорошо бы, если бы это было действительно так.
Гость | 31.05.2012 в 20:00 | ответить0
О русских пейзажах не спорю -манит.
Березки и сосны, обрыв, малахит.
Великая Волга, родная страна.
Но горы мне ближе по сердцу всегда.
И так необычны эмаль, акварель!
Спасибо Ларисе за слов карусель.
Успехов газете, а горы забудь.
В картинке красиво, а страшно …шагнуть.
Дмитрий Реутов, Ярославль.