Как образно и художественно выразился на официальном открытии фестиваля заместитель губернатора Виктор Костин: «Детство – это самая ответственная пора в жизни человека». И организаторы «Ярмишки» тоже подошли к делу весьма серьёзно. В фестивале приняли участие около 30 экспонентов, примерно 10 процентов – иногородние. Это только начало, в дальнейших планах – проведение «Ярмишки» ежегодно. Все ярко и разнообразно – там Ярославский художественный музей зовет на открытие своего нового детского центра, здесь терапевтическая фирма предлагает лекарства, вот школа искусств вербует новых учеников, вот люди, готовые обеспечить безопасность ребенка в Интернете, и так далее, на сколько хватит фантазии.
Директор фирмы «Инфоком», главного организатора фестиваля, Ася Лысенко обрисовала цели мероприятия так:
– Нынешний год – это Год ребенка, следующий будет Годом семьи. Государство заботится в основном о детях из малоимущих и проблемных семей, а вот нормальным семьям уделяют както меньше внимания. Что такое нормально обеспеченная семья? Наверное, та, в которой отец и мать получают по 7 – 10 тысяч. Это немного, поэтому им важно знать, где ребенка лечить, чем его лучше кормить, куда с ним поехать по приемлемой цене отдыхать, какие книжки ему купить. В нашем фестивале принимают участие не только фирмы, оказывающие эти услуги или продающие детское питание или лекарства. Представлены также издательские проекты, музеи, школы. Некоторые участники проводят лекции, мастерклассы. Мы хотим заполнить информационный вакуум, предложить мамам и папам интересный выбор.
Информации фестиваль предлагает много. Тематически он делится на школу здоровья, зону консультаций, зону творчества, компьютерную зону, мастерклассы и кинозал. Чего только нет в программе: лекции психологов и логопедов, обучение детей изготовлению игрушек, мультфильмы.
Среди участников фестиваля есть очень интересные. Например, такой знаменитый общероссийский символ детства, как журнал «Мурзилка». Его номера в день открытия бесплатно, пачками раздавали детям и взрослым. Что привело московский журнал в ярославский выставочный зал? Мурзилкинский специалист по связям с общественностью Алиса Жукова ответила:
– Когда мы принимаем участие в московских выставках, к нам подходят удивленные мамы и бабушки и спрашивают: «Как? «Мурзилка»? А мы думали, что ваш журнал давно закрылся...» Вот мы и напоминаем, что «Мурзилка» живет. В этом году нам исполняется 83 года, и закрываться мы не собираемся. «Мурзилка» хочет научить детей работать с книгой, показать, что читать – это интересно, и при этом постараться обойтись без заполонивших все вокруг диснеевских штампов.
Однако одним старым, добрым и милым «Мурзилкой» в наше непростое рыночное время не обойдёшься. И создатели, и участники выставки – высококлассные специалисты по рекламе. Дети – последний не поделённый на сферы влияния «российский рынок», им можно продать и предложить много-много товаров и услуг.
Ох, не забыт опыт основателей «Макдоналдса»... Было время: «старина Мак» – ещё никому не известная мелкая фирмочка – перебивался с хлеба на квас. И тогда его директор сел в спортивный самолёт и облетел пол-Америки. Зачем? Чтобы сфотографировать сверху места, где расположены школы, и именно там «продвигать» свои гамбургеры и коку. «Нужно, чтобы дети привели к нам родителей, и тогда родители приведут к нам свои деньги», – говаривал умница-янки. И его завету сегодня следуют все – от производителей детского питания до психологов, на чьих стендах стоят книги с симпатичным заглавием «Аргонавты Апокалипсиса». В игровом уголке дети играют продукцией фирмы «Икс», а рисуют на бумаге фирмы «Игрек». Одним словом, «Ярмишка» – это сильнодействующая рекламная акция.
И прекрасная фонограмма детских песенок, создававшая на «Ярмишке» атмосферу наива, звучала в этом контексте чуточку двусмысленно. Когда Винни-Пух произносит: «Это «ж-ж» – неспроста!» – верится сразу. А когда Гена поёт о бесплатном кино, как-то не верится. Сникерс-то в фестивальном буфете всё-таки стоит 35 рублей...