Перед глазами предстала не только красота собора, но и его истинные размеры. По словам матушки, он сможет вместить одновременно больше тысячи человек. На сегодняшний день это самый большой храм в городе.
Реставрация такой махины – дело чрезвычайно сложное, и вначале пришлось столкнуться с немалыми трудностями.
– Но благодаря вниманию владыки Кирилла, – отмечает она, – по его благословению движение началось.
Что именно началось и как идёт, мы смотрим вместе.
Полностью заменена система отопления. Забетонированы полы, их решили покрыть гранитной плиткой – на века. Окна заменяют на стеклопакеты: изготовленные по индивидуальным чертежам, они будут в точности повторять рисунок прежних, но обеспечат полную герметичность.
Закончена и отделана солея – центральная часть храма, на которой будет вестись богослужение. У её подножия видны вентиляционные отверстия: в соборе должно хорошо дышаться и людям, и иконам, вентиляция исключит появление «росы» (конденсата). Система почти готова, но нужен ещё новый теплоузел. Лимиты на тепло выделены, так что через год всё это должно уже работать.
В ближайших планах – строительство нового иконостаса. От первоначального намерения – повторить тот, какой был – после долгих размышлений отказались.
– Прежний был строгим, можно сказать, монашеским, – объясняет матушка. – Новый станет более торжественным, парадным. Собор ведь не только монастырский, он был и останется центральным храмом города, храмом, где регулярно служит владыка.
Глядя на чистые, выбеленные стены, она продолжает:
– Хорошо бы начать роспись стен. К сожалению, информации о том, какими они были, сохранилось очень мало: фотографии только частичные, описания недостаточные. Нужно создавать программу росписей с нуля, а это дело небыстрое и недешёвое.
Многое упирается в деньги. Монастырь надеется на Божью помощь и на то, что может быть найдутся ещё такие доброхоты, как Вадим Юрьевич Орлов. Председатель совета директоров компании «Ярославский техуглерод», он оказывал разовую помощь монастырю и раньше, а год назад стал настоящим его попечителем. Стены, окна, полы, электрика, теплоузел – руками специалистов и рабочих «Ярославского техуглерода» за год сделано столько, о чём можно было только мечтать.
Матушка Екатерина (Гаева), по образованию и опыту работы архитекторреставратор, не устаёт удивляться самому отношению этих людей к делу, какомуто особому тщанию, добросовестности. Она видит в этом не только «почерк» того коллектива, откуда они пришли, но прежде всего отношение к нуждам Казанского собора Вадима Юрьевича лично. Недавно она узнала, что в его роду были священники.
– Это объясняет многое. Всётаки корни есть корни.
Добавим от себя. Несколько лет назад «Северный край» писал о В. Ю. Орлове. Его род прослеживается вплоть до XVIII века. Священниками были все его предки по линии отца. На старом кладбище в Любиме похоронены пять поколений Орловых.
Духовность в широком смысле этого слова определяет жизнь любого человека. Каждую минуту помнит о своей духовной миссии и монастырь. Казанский образ Пресвятой Богородицы – из самых чтимых на Руси. Один из известных ранних списков – Ярославская Казанская икона Божией Матери послужила основанием к возникновению Казанского монастыря. Девять лет назад, сразу после возобновления монастыря, архиепископ Михей передал сюда список с этого чудотворного образа, выполненный монахинями задолго до революции. Вместе с мощами святителя Агафангела – это две самые большие и самые почитаемые святыни нашего города.
Матушка Екатерина в очередной раз подчёркивает, что монастырь имеет миссионерское направление. Он не затворяется в своих стенах, а открыт людям, которые живут по ту сторону его стен. Его миссия – привлечь прихожан – верующих и тех, кто может быть ими когданибудь станет. При монастыре действует православная гимназия. В этом году открылась регентская школа – первые её воспитанницы уже пробуют свои голоса в соборе. Есть намерение возродить школу золотошвейного дела. Сейчас, рассказывают мне, одна из монахинь тоже владеет таким искусством, из её рук выходят очень красивые, правда, пока небольшие вещи – возможно, со временем появится целая мастерская.
Главное, услышала я здесь, чтобы народ хотел идти в храм. Через это будут восстанавливаться и души человеческие.