Девиз конкурса: «Древний город, устремлённый в будущее». Цель – найти наиболее подходящее место для памятника, основной образ и идею. В первом туре конкурсанты должны разработать концептуальное решение, учитывая особенности места. Среди участников – архитекторы из Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы. Все имена под строжайшим секретом.
Придумать оригинальный символ для тысячелетия Ярославля, наверное, так же сложно, как написать новое хорошее стихотворение или песню о нашем городе – образы приходят на ум одни и те же, уже не раз обыгранные. Купола, латы, князья, подзаезженный славянский стиль – это всё то, что ассоциируется со словом «древний». «Будущее» – это космический футуризм, звёзды, планеты. А требуется создать нечто такое, чего народ ещё ни разу не видел, а как увидит – скажет: «Ах!»
Очень основательно подошли к решению задачи авторы проекта, замахнувшегося на целую серию памятников в разных местах города: один главный на Стрелке плюс ещё восемь. Перед филармонией – памятник Собинову, на улице Андропова (бывшей Екатерининской) – Екатерине II и губернатору Мельгунову, перед манежем фанагорийского полка – Петру I, возле церкви Михаила Архангела – ополчению Минина и Пожарского, возле ЦНТИ – развитию цивилизаций (что-то авангардное типа башни Татлина), у церкви Ильи Пророка – ярославскому изографу, на Волжской набережной – Шаляпину, возле Арсенальной башни – адмиралу Ушакову. Всё бы хорошо, но проект главного монумента на Стрелке очень похож на Демидовскую колонну. Такой же длинный столп с золочёным двуглавым орлом на верхушке. Единственное отличие – возле постамента автор придумал скульптуры четырёх ярославских князей, а ниже по спуску к Стрелке – часовню-грот святых благоверных Фёдора, Давида и Константина.
Вообще, мотив столпа со скульптурными группами встречается во многих проектах. Есть даже колонна, увенчанная женской фигурой, раскинувшей руки. Напрашивается ассоциация со статуей Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, знакомой нам по бразильским сериалам. А вот ещё одна ярко выраженная цитата – самый натуральный «Медный всадник». (нижний снимок) Только на стенде написано, что это, оказывается, Ярослав Мудрый. На другом проекте – с берега Волги скалится огромный страшный медведь (на верхнем снимке). Ходят слухи, что это проект самого Зураба Церетели. Про витязей с мечами, облачённых в сверкающие доспехи, хочется сказать только одно – уж очень их много и какие-то они слишком классические.
Образ шапки Мономаха использован дважды: в одном проекте – как купол часовни, в другом – просто как шапка, надетая на приземистый столб. Один из авторов, видимо, вообще плохо знает историю, потому что в помещённом под эскизом тексте величает державный символ не иначе как «шапка-мономаха».
Более-менее выделяется на фоне других проект «Корона времени». Столп в виде многогранной призмы покрыт зеркальными пластинами, основание по форме напоминает корону, а на вершине – зеркальная сфера, обвитая спиралью. Однако концепция звучит очень туманно: «Корона символизирует высшее, совершенное, вызывающее уважение и признание, подобно тому, как неподвластное никому время. Доминирующая вертикаль сродни маяку несёт звезду, символизирующую высокий свет».
Ещё один эскиз привлекает внимание отсутствием помпезности. Однако, приглядевшись, убеждаешься, что он скорее тянет на памятник жертвам какой-нибудь войны, чем на символ праздника. Трёхгранный гранитный обелиск как бы вырастает из бесформенной глыбы. Ощущение чего-то сурового и печального остаётся и от памятника, и от концепции, которая звучит так: «Обелиск символизирует прочную взаимосвязь истории, архитектуры и природного ландшафта города Ярославля с гордым характером его жителей. А также устремлён в будущее истории, которая никогда не будет дописана».
На мой взгляд, один из самых любопытных проектов принадлежит авторам, которые предлагают два памятника: часовню-звонницу на Красной площади и ворота с колоколами на Октябрьской площади. В облике часовни угадываются элементы ярославской храмовой архитектуры. «Колокольные» ворота по форме просты, но их предполагается оборудовать управляемой аудиосистемой.
– Вокруг часовни-звонницы будет круглый скверик со скульптурами четырёх ангелов-хранителей, – рассказал один из авторов проекта, присутствовавший на выставке. – А под сквериком – небольшой подземный археологический музей со стеклянной полукруглой крышей. Войти в него можно по подземному переходу из парка, который будет разбит через дорогу от часовни.
До подведения итогов ещё долго, предварительно обещают провести публичное обсуждение. Что ж, нам, простым горожанам, остаётся надеяться, что победит действительно достойный проект, а не очередной штамп.