пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 11 октября 2007

Звуки му...

Поистине Ярославль и его окрестности становятся средоточием авангардного искусства всех направлений.

автор Лариса ДРАЧ

 

А РУКИ У НАС ДЛИННЫЕ...

Не успела широкая общественность пережить эмоциональные последствия Международного ворк-шопа, устроенного месяц назад в славном городе Мышкине, как грянул «Корч» – фестиваль перфоманса. Только перестали «КОРЧиться», как протянулись к городу, воспитанному на лучших образцах классического искусства, «Длинные руки-4». Так, в стиле ужастиков Стивена Кинга, называется международный новомузыкальный экспериментальный фестиваль, одной из площадок которого стал центр современного искусства «Арс-форум».

Этот фестиваль традиционно посвящён Николаю Дмитриеву, музыкальному продюсеру, некогда сотрудничавшему с известным музыкантом Сергеем Курёхиным. Принцип фестиваля – представление публике звукового искусства самых радикальных и экспериментальных форм и жанров – заложен в фундамент его основателями, Дмитриевым и Курёхиным. Новый российский координатор проекта Михаил Дудкин и приехавшие на фестиваль американские музыканты Филл Ниблок, Екатерина Либеровская и Алан Марголис не отклонились от заданного вектора ни на одну ноту.

С УМА

ПООДИНОЧКЕ

СХОДЯТ

Начнём с того, что неподготовленному в музыкальном плане зрителю на этом фестивале делать нечего. А подготовленных на всю округу отыскалось немного, человек сорок. Хотя впоследствии из разговоров со знающими людьми я выяснила, что такая заполняемость зала для фестиваля экспериментальной музыки считается аншлагом: пять – десять зрителей и музыканты, сколько соберётся – вот обычное реальное соотношение участников.

Я, каюсь, оказалась совершенно неподготовленным зрителем. А посему описать услышанную мною звуковую какофонию простым человеческим языком, боюсь, мне не удастся. Ни гармонии, ни мелодии, ни одной более-менее внятной музыкальной фразы или хотя бы узнаваемого аккорда – лишь монотонно звучащие звуки в непереносимом для слуха диапазоне в интервале малой секунды (кто когда-нибудь учился в музыкальной школе, тот знает, какой гадкий звук у этой малой секунды). Периодически в вой и зубовный скрежет вплетались отдельные фразы на английском, как при настройке старенького радиоприёмника. Громкость же звучания была такова, что ещё чуть-чуть, и барабанные перепонки бы точно не выдержали: скрип пенопласта по стеклу и то звучит более мелодично. Подобной музыкой, наверное, действенно пытать вражеских лазутчиков: через пару минут обработки выложили бы все свои шпионские тайны как миленькие.

Потом музыканты решили усилить впечатление видеорядом. Но на мой вкус, явно неподготовленный к восприятию подобного искусства клип оказался столь же «аппетитен» для глаза, как музыка – для слуха. Вы когда-нибудь рассматривали на уроках ботаники каплю воды под микроскопом? А теперь представьте эту чёрно-белую картинку на большом экране, причём всё это месиво хаотично движется до тех пор, пока путём компьютерных мутаций не превращается в неопрятную голубиную стаю.

Самое интересное, что по окончании номера в зале раздались аплодисменты. И публика хлопала с таким удовлетворённым видом знатоков, будто только что в исполнении губернаторского симфонического оркестра прозвучала симфония Гайдна. Ох, не прав был отец мультипликационного «простоквашинского» дяди Фёдора, заявившего, что с ума поодиночке сходят и только гриппом болеют за компанию.

ЛИКВИДАЦИЯ

БЕЗГРАМОТНОСТИ

Признаюсь, задело меня моё непонимание явно высокого искусства. Пришлось обратиться за разъяснением к знатокам, благо, они нашлись в зале. Известный бизнесмен Михаил Бурунский, как оказалось, является знатоком и ценителем подобной авангардной музыки. Он-то мне и пояснил, что всё мною услышанное – вовсе не издевательство над бедным слушателем, а одно из ответвлений классического авангарда начала аж прошлого века, которое называется сонористика. (И то правда: стали бы известные в своей области американские музыканты ехать за тридевять земель, чтобы мне по ушам «поездить», что им, делать больше нечего?) За основу в этом направлении берётся тембр звука, а посему ни мелодии, ни гармонии здесь нет и быть не может. И воспринимать эту музыку надо не умом, а ассоциативно.

Вот, например, (цитирую координатора проекта Михаила Дудкина), «музыканты играют в реальном времени, но акустические звуки сэмплируются (вроде того, что перемешиваются. – Авт.), а затем выстраиваются друг за другом, складываются между собой и порождают различные микротональные изменения, которые медленно меняют течение композиции». (Вот скажите мне, только честно, можно эту фразу понять без высшего музыкального образования?)

– Вы только представьте себе, какой здесь потрясающий разгул для фантазии, – разъяснял мне происходящее действо Михаил Анатольевич.

А что касается насторожившего меня видеоряда, так можно вместо «микроскопных» зарисовок хоть репродукции картин Сальвадора Дали поставить, хоть «Чёрный квадрат» Малевича рассматривать с разных сторон – ассоциативному восприятию всё едино.

Так что нечего, сказала я себе, на музыку пенять, и мультик про Простоквашино цитировать, коли образования не хватает…

В ЧЁМ ПРАВДА,

БРАТ?

Хоть и стыдно признаться, но даже после подробных объяснений до конца концерта я досидеть не смогла. Однако впечатлений мне хватило. По пути домой очень хотелось в качестве противоядия громко и с выражением спеть все известные мне песни советских композиторов, чтобы убедиться, что «в музыке только гармония есть». Да побоялась – вдруг не поймут?

Читайте также
  • 09.08.2012 Музыка - духовная, трапеза - монастырскаяII Международный фестиваль монастырской культуры «Ростовское действо» пройдёт в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль»
  • 28.04.2012 В Ярославль едет Тан ДунСовсем скоро в Ярославле откроется IV Международный музыкальный Фестиваль, артистическим директором которого является всемирно известный альтист и дирижер Юрий Башмет.
  • 21.12.2011 Вечер трёх искусств в Рыбинске Рыбинский ансамбль старинной музыки «Воздушные замки», недавно подаривший взыскательному зрителю и слушателю великолепный Екатерининский бал,
  • 18.10.2011 Русский бал времён Екатерины В минувшие выходные под высокими сводами большого зала Рыбинского музея-заповедника звучала старинная музыка времён императрицы Екатерины.
  • 28.06.2011 Ветер, несущий запах цветов, свободы и рока «Ели мясо мужики, пивом запивали!..» – разнеслось на весь салон, едва маршрутка тронулась: создавать атмосферу посетители «Доброфеста»
  • 18.06.2011 От рока и хип-хопа до телепортации С 24 по 26 июня на территории аэродрома «Левцово» состоится второй фестиваль музыки и развлечений «Доброфест». Впервые фестиваль
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Античный дух над сценойЗолотая медалистка закончившихся в понедельник первых малых Дельфийских игр Ярославской области-2006
  • СТЭМ: «утилизации не подлежит»Сорокапятилетний юбилей отпраздновал студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ) Ярославского государственного
  • Судьба и памятьНе перестаёт удивлять и радовать своей творческой активностью ярославский писатель-фронтовик Александр