Два Пьеро, один – шутник, другой – грустный лирик, признаются в любви прекрасной Коломбине. Она должна выбрать когото одного во время ужина втроём, но тут появляется дворецкий: «Что это вы тут делаете, сорванцы? А ну, марш со сцены – сейчас спектакль начнётся. Будете участвовать в массовке, а своё доиграете во время смены декораций».
«Действие происходит где угодно, лишь бы костюмы были красивы», – таинственно сообщает программка, цитируя авторскую ремарку к пьесе. Костюмы и впрямь потрясающие – напоминание о картинах Ватто, романтическая классика, кружевные манжеты и жабо, пышные юбки и парики, шпаги и шляпы с перьями (головные уборы, между прочим, делали по спецзаказу в Москве). Перед нами разыгрывается пастораль в нежнокремовых, голубых и розовых тонах. И только декорации серого, мрачнобордового и тёмнооранжевого цветов, изображающие тенистые своды деревьев, намекают на то, что посреди романтической идиллии произойдут какието тревожные события.
И они действительно случаются. Прекрасную Сильвету, которая пришла в ночной сад на тайное свидание, пытаются похитить какието личности в масках. На помощь девушке спешит её возлюбленный Персине, храбро сражается на шпагах с разбойниками и побеждает их. Давняя вражда отцов Персине и Сильветы чудесным образом исчезает, дело идёт к свадьбе, но тут жених и невеста обнаруживают, что и похищение, и ненависть а ля «Монтекки – Капулетти» тщательно подстроены хитрыми отцами – с той целью, чтобы увлечённые шекспировскими страстями молодые люди полюбили друг друга, а два соседа смогли бы объединить сады.
Персине и Сильвета в ужасе – их прекрасная романтическая сказка оказалась глупой шуткой, розыгрышем! Свадьба немедленно отменяется. Но тут за дело берётся актёр Страфорель – ему, режиссёрупостановщику «таинственного похищения», так и не заплатили обещанных денег: свадьбыто всё равно не будет. Единственный способ окупить затраченные усилия – помирить влюблённых, и Страфорель берётся за дело с удвоенной энергией (в надежде, что вознаграждение также удвоится).
Остаётся только добавить, что в основное действие пару раз вклинивается «Два Пьеро, или Белый ужин», дебютное произведение того же Ростана. Студентымаски таки доигрывают свой любовный треугольник: Коломбина делает окончательный выбор и даёт ценный совет всем присутствующим в зале женщинам.
Две пьесы, составляющие спектакль, объединены одной мыслью.
– Нельзя моделировать книжную романтику, чтобы заменять ею реальную жизнь – из этого всё равно ничего не выйдет. В реальной жизни романтика есть, но она вовсе не та, что в книгах. Это в конечном итоге понимают и Сильвета с Персине, и Коломбина, которая влюбляется в весёлого Пьеро, а не в того, что страдает придуманными страданиями, – вот как формулирует эту мысль заведующий литературной частью ТЮЗа Сергей Пенкин.
Влюблённые (их играют Марина Мартынова и Алексей Перчук – на снимке) обаятельны, наивны и трогательны, их многострадальные папаши (Василий Малов и Виталий Стужев) искромётно комичны, пройдоха Страфорель (Андрей Виноградов) элегантен и пластичен. Очень оригинальный и колоритный Пьеро получился из студента театрального института Сергея Таболкина.
– Репетиции проходили очень весело, – вспоминает актриса Марина Мартынова. – Хотя со стихотворной формой пьесы работать было очень сложно. К тому же играть комедию вообще сложнее, чем серьёзный спектакль.
– Над спектаклем работала очень хорошая команда, – делится впечатлениями актёр Алексей Перчук. – Режиссёр Надежда Аракчеева, новый человек в нашем театре, ставила перед нами очень чёткие задачи, а смешные мизансцены часто рождались прямо в ходе репетиций. И на премьере нам повезло – зритель был чуткий, понимающий.
«Романтики» будут интересны и школьникам старшего возраста, и студентам, и взрослым. В спектакле есть всё, что нужно для того, чтобы понравиться зрителю: и смех, и непринуждённость, и история о любви, и хорошее исполнение.