«Командный пункт» отдела эксплуатации ЯРНУ, который возглавляет Павел Ростов, находится на окраине Ярославля в офисном здании управления, расположившемся рядом с симпатичной рукотворной лужайкой, придающей служебному корпусу этого строгого учреждения уютный, неформальный вид. Такие «пустяки», между прочим, благотворно влияют на настроение, а значит, и на работоспособность людей, на результаты ответственной работы нефтяников.
- В задачу нашего отдела, - говорит его начальник Павел Ростов, - входит содержание в работоспособном состоянии объектов линейной части магистрального нефтепровода и резервуаров, а также обеспечение заданных технологическими картами и режимами оптимальных процессов перекачки нефти. В наши обязанности входит координация действий служб и отделов, которые находятся в нашем оперативном подчинении.
- Чем непосредственно заняты эти службы?
- Ремонтом и обслуживанием участков магистрального нефтепровода в случае так называемых «отказов». Линейные эксплуатационные службы обязаны быть в постоянной готовности, ведь именно от слаженности их действий зависит бесперебойность и чёткость работы объектов.
- При знакомстве с объектами нефтепровода всегда остаётся ощущение прочности, надёжности.
- На самом деле ничто, как говорится, не вечно под луной, - улыбается Павел Владимирович. - Трубопровод может подвергнуться коррозии, каким-то внешним динамичным воздействиям. Не секрет, что бывают случаи, когда злоумышленники занимаются хищением нефти из нефтепровода, предварительно сделав врезку в его «тело». Это очень опасно, поскольку снижается давление в системе транспортировки сырья.
- Как же уберечь стратегически важную магистраль от вандалов с коммерческим уклоном?
- Для этого существуют в нашей практике воздушное и наземное патрулирование. Наземный контроль осуществляется два раза в неделю, здесь используется транспорт на гусеничном ходу. У московской фирмы «Баркол» мы арендуем вертолёты для воздушного патрулирования. На каждой линейной станции, а также на промежуточных участках линейной части имеются вертолётные площадки для взлёта и посадки.
- Ну, хорошо, с высоты, скажем, метров 200 - 500 действительно можно заметить злоумышленника с какой-нибудь механической дрелью, да ещё если потенциальные расхитители на вездеходе, а как обнаружить дефекты, которые не заметишь простым взглядом?
- Для этого существуют датчики давления, электроснабжения, автоматики и тому подобное. Есть у нас лаборатория так называемого неразрушающего контроля, её сотрудники (их двадцать человек) следят за качеством сварных соединений, которые выполняются во время ремонтных работ. Кстати, существует жёсткий регламент ремонтных работ, которые осуществляются в случае выявления дефектов. Но мы, собственно говоря, не ждём, когда гром грянет. Проводим профилактические мероприятия, задача которых - упреждать даже самые мелкие неисправности.
- Сколько в вашем отделе человек?
- Нас немного, всего девять, средний возраст эксплуатационников-управленцев невелик - 28 лет, но все они инженеры, закончившие либо профильные вузы - скажем, Уфимский нефтяной университет, Московский университет имени Губкина, либо факультеты, связанные с профилем нашей работы (скажем, химический факультет ярославского технического университета).
- Чем привлекает людей работа в вашем отделе? Какими качествами должны обладать те, кто надел ведомственную униформу с гордой надписью «Балтнефтепровод»?
- Привлекает, с одной стороны, романтика, ведь люди несут вахту в глухих местах, где подчас ещё не ступала нога даже заядлых охотников и грибников со стажем. С другой, конечно, достойная зарплата. А что касается человеческих качеств, то мы отдаём предпочтение тем, кто наделён изначально энтузиазмом, здоровым оптимизмом, готовностью мгновенно реагировать на изменившиеся обстоятельства слаженной, чёткой, профессиональной работой в самых сложных ситуациях.
- Павел Владимирович, сколько станций на всём протяжении стальной нефтепроводной магистрали?
- Начнём с линейной производственной диспетчерской станции (ЛПДС «Ярославль»), затем НПС «Ярославль-3», в Мышкинском районе действует перекачивающая станция «Палкино», в Некоузском «Правдино», и наконец, на территории Новгородской области имеются две НПС «Быково» и «Песь».
- Какие меры предусмотрены на случай аварий, скажем, при планово-ремонтных работах или при возникновении ЧС?
- Такие ситуации, конечно же, нами предусмотрены. К примеру, на территории ЛПДС «Ярославль» имеется колоссальный резерв сырья - около 150 тысяч тонн, на других перекачивающих станциях хранится минимум трёхдневный запас нефти в наружных резервуарах, что в принципе обеспечивает непрерывную подачу нефти заказчику.
- А если на пути нефтепровода встречается водная преграда?
- Ныряем под ручьи и реки. Например, в Мышкинском районе под руслом Волги проходит труба на глубине двенадцати метров ниже уровня дна реки, что обеспечивает экологическую безопасность объекта.
Словом, практически на все нештатные случаи жизни подразделения «Балтнефтепровода», в том числе и отдел эксплуатации, имеют адекватные решения, направленные на обеспечение безопасности и бесперебойной подачи нефти её потребителям.