- Николай Алексеевич, с какой целью создан Союз машиностроителей России?
- Если вернуться в прошлое, которое мы знаем по учебникам, то каждый вспомнит, что послереволюционная эпоха в России началась с индустриализации всей страны: с развития электроэнергетики и всех отраслей промышленности - станкостроения, автомобилестроения… И это было правильно. В короткий срок мы встали в ряд со странами с высокоразвитой промышленностью.
Однако ситуация резко изменилась в 90-е годы прошлого века. Развивались торговля, нефтедобыча, переработка, то есть сырьевые отрасли. В какой-то степени еще производство продуктов потребления. А вот машиностроение осталось в загоне и переживает процесс стагнации по сей день. Естественно, что так дальше продолжаться не может. И это понимают президент, правительство, руководители крупнейших промышленных корпораций и предприятий.
Поэтому и было предложено создать Союз машиностроителей России как организацию, в которую вошли бы предприятия машиностроительного профиля и частные лица.
- Таким образом, Союз ставит перед собой задачу лоббировать интересы предприятий машиностроительной отрасли в правительстве?
- Да, это так. При этом призван предложить путь развития отрасли, механизмов формирования государственной политики по поддержанию национального машиностроительного комплекса на уровне ведущих промышленных развитых стран. Времени у нас мало, можно сказать, вообще не осталось.
Попытаюсь объяснить это на примерах.
Когда в школе мы проходили обществоведение, а в институте политическую экономию, то всегда говорили, что есть средства потребления, а есть средства производства. К средствам потребления относятся: телевизор, легковой автомобиль. А вот грузовой автомобиль - это уже средство производства. Средство производства - это как раз оборудование, станки, большие корабли, железнодорожный транспорт, буровые платформы и все-все-все, что создает и средства потребления, и средства производства.
Здесь надо определиться, что первично, а что вторично. Важнее все-таки средства производства. Их производит отрасль, которая называется машиностроением. В эту отрасль входит и автомобилестроение, и станкостроение, и самолетостроение.
Есть другие отрасли: добыча нефти, добыча полезных ископаемых, изготовление продуктов питания. Они не смогут работать, если не будет определенных станков, оборудования, зданий, сооружений. То есть первично, вне всяких сомнений, машиностроение.
Вот почему так важно сегодня прийти на помощь тем, кто может и должен создавать для страны новую технику. Сформировать для этого все необходимые условия: модернизацию производства и технологическое перевооружение машиностроительных предприятий.
- А что происходит с машиностроением в других странах?
- Если мы обратимся к опыту современных западных стран, то получается, что машиностроительная отрасль в промышленности Германии занимает 47%, в Америке - 42%. А у нас в России - 20%. Основные фонды обновляются в той же Германии за 3-5 лет. У нас они просто обветшали, уже по 20-30 лет служат. И в этом как раз скрыто отставание России от западных стран по всем направлениям. Например, в легковом автомобилестроении мы отстали, можно сказать, навсегда. Грузовое автомобилестроение, строительно-дорожное, самолетостроение - здесь где-то идем в ногу, хотя конкуренты наступают нам буквально на пятки.
И вот автомобильная выставка в Москве нам это четко продемонстрировала: 50% всей экспозиции занимала китайская продукция. Это заставляет о многом задуматься. С неразвивающимся машиностроением страна остановится в своем развитии. Все производственные фонды и мощности износятся, нефти мы сможем добывать меньше. На электростанциях турбины износятся, новых не будет. И пойдет постепенный откат.
Время заставило принять это решение: создать такой Союз, который бы объединил усилия машиностроителей в деле представления и отстаивания интересов предприятий машиностроительного комплекса в органах государственной власти РФ, институтах гражданского общества, а также на международной арене.
- А не выйдет ли по накатанной схеме: хотели как лучше, а получилось как всегда? Ведь сколько самых разных общественных организаций и движений насоздавали?
- И правда, есть много общественных организаций, которые начали во здравие, а кончили за упокой. Во-первых, если такое произойдет, то это будет очень печально. Но я надеюсь, и мои коллеги тоже, что этого не случится: хотя бы потому, что руководство страны и, прежде всего, президент понимают, что потерять национальную независимость очень легко. Продовольственную независимость мы уже, скорее всего, потеряли. А в остальном… Полностью можем потерять, если не будем иметь новые продукты, если не будем двигаться вперед, если не будем создавать новую технику, оборонный комплекс: новые самолеты, подводные лодки, космические корабли. Без развития машиностроения никак нельзя.
Надеюсь, что с поддержкой государства, лоббируя интересы машиностроительных предприятий в ной Думе, в Совете Федерации, в правительстве мы будем двигаться вперед. Есть несколько хороших примеров, которые сейчас поднимают градус машиностроительной отрасли - это «Группа ГАЗ», которая объединила больше двух десятков заводов автомобилестроительного профиля, дорожно-строительной техники. Сейчас «Группа ГАЗ» серьезно развивается и, прежде всего, с точки зрения компонентной базы. От качества компонентов зависит качество продукта.
Задача, которая стоит перед «Группой ГАЗ» заключается в создании компонентов в России, соответствующих европейскому уровню. Два компонента, два проекта - у нас в Ярославской области. Это проект двигателя ЯМЗ-650.10 (тяжелый рядный дизель). Оборудование для сборки этого двигателя уже полностью смонтировано, линии работают в наладочном режиме. По приходу сборочных комплектов деталей начнется сборка этого двигателя. И средний двигатель (рядный 4-х и 6-ти цилиндровый) - созданный «Группой ГАЗ» совместно со всемирно известной инжиниринговой фирмой AVL. Есть уже около 20 опытных образцов, и по праву этот двигатель уже сегодня называют лучшим двигателем Европы. Производство двигателя ЯМЗ-650.10 начнется в сентябре-октябре, двигателя ЯМЗ-534, ЯМЗ-536 - в 2009-2010 году. Вот правильный подход. И создав в России такие компоненты высочайшего качества, соответствующие европейским стандартам, и имея производство в России, как раз мы решаем проблему национальной безопасности.
Стоит отметить также серьезное развитие дорожно-строительной техники «Группой ГАЗ», и подход к развитию легкового транспорта. Создан современный автомобиль, который был представлен нынче на выставке «Интеравто» в Москве. Он придет на смену или будет совместно производиться с автомобилем Волга. Важно, что производство многих компонентов для этого автомобиля будет тоже в России.
- Какую специфику будет учитывать в своей деятельности Ярославское региональное отделение Союза машиностроителей России?
- Ярославский регион был изначально крайне промышленным регионом. Здесь такие крупные заводы как моторный, дизельных агрегатов, производственное объединение «Сатурн», электромашиностроительный завод. Около 50 предприятий, производящих продукцию машиностроительного профиля.
Мы будем работать и разрабатывать законы, наверное, еще и применительно к особенностям региона. Предприятия «Группы ГАЗ», где уже запускается производство двух новых компонентов, вполне смогут выйти и на производство современнейших коробок передач. На «Сатурне» в Рыбинске возможно создание новых ультрасовременных двигателей пятого поколения для наших самолетов: и гражданских, и военных. С ЯЭМЗ связана совершенно новая продукция, новые электродвигатели, новые генераторные установки, тоже создаваемые с западными предприятиями по совместным проектам. У нас много ноу-хау. А в целом, Ярославская область в одной цепочке со всей промышленностью России.
- Как это все, о чем вы, Николай Алексеевич, говорите, связано с отдельно взятым, конкретным работником предприятия? Вот хотя бы, к примеру, того же Ярославского моторного завода?
- Очень тесно связано. В конце 20-х - в начале 30-х годов прошлого столетия создавалось индустриальное общество в России. Теперь задача создать постиндустриальное общество. Должно быть новое оборудование, станки, технологии, новая философия. Если люди не идут работать на наш завод, то это потому, что здесь старое оборудование, которому по 20-30 лет с ручным управлением. На нем работать тяжело, сложно. Для того, чтобы научиться на нем работать и зарабатывать деньги, нужно проработать долгие годы. Особенно на станках универсальных: и в инструментальном, и в модельном производстве. А на современном оборудовании, на станках с ЧПУ ребята будут работать с удовольствием. Здесь нужно инженерное мышление. Только на такой базе мы сможем воссоздать наш машиностроительный потенциал и сделать так, чтобы наша Россия поступательно двигалась вперед.
Сейчас на Ярославском моторном заводе создается цех, где будут установлены 16 современных обрабатывающих центров самых известных фирм. Будут созданы совершенно другие условия труда.
Конечно, мы возлагаем очень большие надежды на внедрение новой производственной системы на основе принципов, выработанных фирмой Тойота, но в любом случае нужно обеспечить производству новый технологический уровень, потому что на прялках 50-х и 60-х годов много не наработаешь и качественную деталь не сделаешь. Это тоже одна из задач Союза машиностроителей России: способствовать, чтобы быстрее обновлялись какие-то фонды через какие-то законы, дающие льготы тем предприятиям, которые внедряют новую технику. Дать возможность снизить бремя налогов на те заводы, которые покупают новое оборудование (5 лет не брать с него какие-то налоги), уменьшить, чтобы предприятие смогло раскрутиться. На оборудование, которое приходит к нам с Запада, нужно снять все таможенные пошлины.
Задач много, задачи серьезные. Нужно их решать. И это нам под силу, если будем опираться на коллективный разум машиностроителей, на опыт зарубежных коллег и воспитывать свои достойные, с высоким уровнем компетенции кадры.