Выживание территорий в новых условиях – основная тема прошедшего тура. Где как не на местах лучше всего проявляются все плюсы и минусы проводимых в стране реформ, и в первую очередь местного самоуправления.
Карабихское поселение, куда приехали журналисты, – в Ярославском районе одно из самых больших, в его состав вошли два сельсовета – Карабихский и Телегинский. Из девяти вновь созданных на здешних землях территориальных образований оно наиболее благополучное. В этом году, к примеру, его бюджет составил 20 миллионов рублей, тогда как равное ему по территории Заволжское поселение имеет в два раза меньше – 11 миллионов. Источники такого богатства очевидны – на карабихских землях расположено большое производство – «ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», которое ежегодно платит земельный налог в местную казну. Плюс выгодное местоположение – практически пригородная зона, а потому участки земли здесь – лакомый кусочек для предприимчивых нуворишей.
Спрашивается, стоило ли ехать обсуждать проблемы иперспективы в столь нетипичное «зажиточное» поселение? Ведь в округе, всем известно, больше таких, где главы перебиваются в надежде найти лишний рубль, чтобы прикрыть зияющие дыры бюджета. Но, оказывается, кроме финансовых есть у вновь сформированных территорий и масса других проблем. Чтобы обсудить возможности их решения, карабихская земля подходит как нельзя лучше.
При видимом благополучии здесь, как, впрочем, и повсемест-но, остро ощущается кадровый голод. По словам главы Карабихского поселения Татьяны Хохловой, несмотря на расширение границ, число чиновников местной администрации не только не выросло, а наоборот, уменьшилось. При этом к ранее имевшимся у сельсоветов функциям поселениям прибавили более двух десятков дополнительных полномочий, да каких! Формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за его исполнением; установление, изменение и отмену местных налогов и сборов; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населённых пунктов поселения, и прочее, прочее.
С нынешнего года добавилась новая «головная боль» – необходимость выполнять полномочия по архитектуре и градостроительству. Администрации поселений теперь выделяют земельные участки под строительство, согласовывают проектную документацию, планируют застройку территории. Прежде этим занимался целый отдел грамотных специалистов районной администрации. Сегодня в поселенческом штате эту работу должен выполнять один человек. Но и это малое утешение. Татьяна Ивановна говорит, что за существующую мизерную зарплату профессионалы работать не хотят. А потому приходится главам изощряться и собственными силами создавать «шедевры» градо-строительной документации.
Можно ли изменить такое положение? Наверное, да. Объединить усилия местных властей и специалистов районной администрации, провести обучение, консультации или что-то в этом роде. Сколько раз с высоких трибун звучали призывы оказывать всяческое содействие новой самоуправленческой структуре. Почему же в Ярославском районе этого нет? Задать этот вопрос журналистам было некому. Ни одного представителя администрации Ярославского района в пресс-туре не участвовало. Возможно, руководство района посчитало, что ему нечего демонстрировать на своей территории, а может, оказалось слишком занятым.
Помимо уже навалившихся забот главы поселений с трепетом ждут наступления нового года. Ведь в соответствии с законом, с начала 2008-го поселения должны принять на себя полномочия по содержанию муниципального жилищного фонда и организации в своих границах электро-тепло-газо- и водоснабжения, водоотведения и снабжения населения топливом. Есть вероятность, что областное правительство перенесёт этот срок. Однако годом раньше, годом позже администрации поселений взвалят на себя «коммунальный груз».
– Если бы в нашем бюджете была всегда та сумма, что есть сейчас,– пояснила Татьяна Хохлова, – мы вполне справились бы с возложенными полномочиями, но без ЖКХ. Если нам его передадут, даже этих денег вряд ли хватит, чтобы им управлять.
Местные главы решили не ждать милостей от районныхвластей, а действовать сообща. В Ярославском районе создано межмуниципальное производственное объединение. Эта структура существует по принципу закрытого акционерного общества. На первом этапе её задачей является передача коммунального имущества от района в поселения с последующим его обслуживанием по коллективным договорам. Основные акционеры нового хозяйственного общества – поселения, в их руках девяносто процентов акций, десять – у ОАО «Ярославские Региональные Коммунальные Системы», созданного на основе государственно-частного партнёрства совместно с администрацией Ярославской области.
– Главы поселений входят в Совет директоров, – говорит генеральный директор межмуниципального объединения Алексей Куликов, – они совместно будут решать все возникающие вопросы. Коллегиальность позволит защитить интересы территорий, в частности, и от самоуправства учредителей. К примеру, чтобы заблокировать общее решение Совета, нужно как минимум три голоса. Такая форма управления имеет преимущества коммерческого предприятия. Известно, что частник заведомо более эффективно управляет любым видом производства. Однако сфера ЖКХ – социальная, и допустить здесь «дикий» рынок было бы ошибкой. В нашем случае контроль за деятельностью предприятия остаётся у администраций поселений. Все социально значимые объекты – котельные, скважины, сети – не переходят в собственность межмуниципального объединения, а остаются на балансе поселений. У жителей будет гарантия защиты в случае неплатёжеспособности предприятия. Это позволит избежать ситуаций, которые возникли в Ярославском районе с санаторием «Красный Холм» и в Красных Ткачах, когда люди стали заложниками бизнеса.