– Александр Николаевич, многое ли удалось повидать в Америке за 10 дней? В каких городах побывали?
– Даже не знаю, как вам ответить – списком или по пунктам. Программа командировки была более чем насыщенной, столько всего надо было успеть, что проезжала наша делегация по 700 – 800 километров еже-дневно. Общим счетом – пять с половиной тысяч километров проехали.
– Ого! Это же очень утомительно?
– На комфортабельнейшем автобусе с отличным кондиционером? Нормально. Больше проехать – вряд ли возможно, а меньше – жаль, потому что в США есть на что посмотреть и есть чему поучиться. Приземлились мы в Атланте и самолетом местных авиалиний перебрались в Чикаго, к озеру Мичиган. А дальше – в путь, в основном по северным штатам, по заводам, фермам...
– Вы говорите – «мы», «наша делегация»...
– Тридцать девять человек – с Алтая, из Владимира, Новосибирска, Белгорода. Специалисты высочайшего класса, успешные аграрники – руководители «Русьагрохолдинга», например, или директор хозяйства «Лазаревское» из Тульской области – по 3,5 тысячи гектаров рапса выращивают, свинокомплекс – на 80 тысяч хрюшек!
– А говорят, что климат в США примерно как на южной Украине, по два урожая в год собирают. Какой сельхозопыт мы, с нашими морозами, можем у янки перенимать? Кто отправил в США такую представительную делегацию?
– В северных штатах, ближе к границе с Канадой, зимой морозы за 30, так что насчет «климата южной Украины» вы своих читателей уж, пожалуйста, разубедите. А поездку организовало объединение «Эконива». Сначала нас повезли в город Ватерлоо, штат Айова, на завод по сборке тракторов. Российские машиностроители пока ещё сильно отстают от западных. Вы не замечали, что от покупателей в магазине «Продукты» очень часто можно услышать: «Это чья колбаса – наша или импорт-ная? Ах, российская! Тогда взвесьте!» Зато любой автомобилист всегда мечтает хоть о плохонькой, но иномарке! И если наш водитель пересел в подержанную (о новой уж и не говорю) «иностранку», он, как правило, недоумевает: «Как это я раньше мог на «Жигулях» ездить?!» С тракторами – почти та же история. Нет, я не отрицаю, в сельскохозяйственном машиностроении есть успехи, учимся понемногу. Например, комбайн «Дон-1500» – отличная машина. Но отечественный трактор импортному пока не конкурент. Современные технологии требуют, чтобы в поля выходили тракторы мощностью 380 лошадиных сил, а у нас до недавнего времени самый мощный «Кировец» тянул только на 300 «лошадей». Правда, сейчас на площадке Кировского завода в Санкт-Петербурге начали собирать мощные, современные тракторы, но это только начало, первые ласточки. А в США мы видели, как от первого болта до последней этикетки собирают давно и честно заработавшие свой международный авторитет машины. Разница, увы, не в нашу пользу, при всем своем патриотизме должен это признать. Знаете, звонит мне Лапин из «Родины» и рассказывает, что купил импортный трактор и посчитал, что за год сэкономит на нем солярки почти на миллион! Так в чем же настоящий патриотизм? В том, чтобы кричать «Нет – американским тракторам, янки – гоу хоум!», или в том, чтобы конкретному хозяйству миллион рублей, можно сказать, подарить? Я уж не говорю о том, что трактористы на этих заморских чудесах техники в белых рубашках работают, в кабине у них тише, чем в наших легковых автомобилях.
Мне вспоминается, как я в детстве «подрабатывал». Меня, десятилетнего пацана, привязывали к железному сиденью, и весь день я руками выравнивал валок сена на поперечных механических граблях. После такого «вдохновенного труда» болело все – живот, ноги, руки. Сейчас поперечных грабель, слава богу, уже нет. Но во многих хозяйствах доярки по-прежнему, словно лет 50 назад, таскают, извините, на пупе корзины с кормами! Это – не работа, а издевательство. Сейчас именно передовые технологии и ничто другое решают успех производства повсюду и на селе – тоже. В США за всю десятидневную командировку я не видел на полях ни одного плуга. Они там давным-давно не пашут, а работают по технологии точечной минимальной обработки земли. Механизмов требуется в четыре (вдумайтесь только – в четыре!) раза меньше. Затраты сокращены на два порядка – вместо ста рублей тратится рубль. Плодородный слой почвы и озоновый слой атмосферы сохраняются. Производительность – запредельная.
– Это уже что-то из Герберта Уэллса. Возможно ли внедрять подобные сверхтехнологии в российской деревне?
– В Ярославской области, в хозяйстве «Киргизстан», внедрили. Помните, пятнадцать лет назад у многих ли были сотовые телефоны? А сейчас – у многих ли их нет? А компьютеры? Что такое 15 лет с точки зрения истории развития страны? Трудностей много, но внедрять новые, самые передовые технологии придется.
– Что-то мы все о технологиях, о технике... А как в американской деревне простые люди живут? Как им на фермах работается?
– А в США нет никакой деревни. Есть отличная (государством проложенная) асфальтированная дорога среди полей. То там, то тут неподалеку от этой дороги – утопающие в зелени фермы. Ферма – это тысяч десять гектаров полей, добротный кирпичный дом и несколько хозяйственных построек. Ни одной грядки, кроме цветников, во дворе нет – незачем и возиться. В каждом доме – газ (подведенный государством) и все прочие блага цивилизации, вплоть до Интернета. Все работы на полях механизированы. Если нужен дорогой и слишком мощный для посевных площадей одной фермы комбайн – несколько соседей договариваются и покупают его в складчину. Всю до последнего килограмма продукцию перерабатывают частные заводы или скупает государство. Фермер заранее знает, сколько и чего он должен собрать или надоить, и учебники по маркетингу по ночам не читает. Закупочные цены сопоставимы с ценами на топливо, электричество и прочее. Если бензин вдруг дорожает – государство тут же (а не через три года) гасит разницу. Если фермер состарился или по каким-то другим причинам не может больше как следует обрабатывать свои поля, он обязан продать их. Или на других условиях уступить тому, кто будет продолжать растить хлеб, кукурузу или картофель. Земля должна работать, и за этим зорко следит государство.
– Но ведь это плановая экономика! Мы уже пытались в прошлом веке планировать, гасить долги, и что вышло?
– Я не политолог и не экономист. Но США полностью обеспечивают себя едой и продают продукты другим странам (и нам в том числе, вспомните хоть «ножки Буша»). Выручают очень большие деньги. Может, это и плановая экономика, но она эффективна. А если говорить о работе простых людей... Опять придется вернуться к технологиям. В штате Миннесота побывали мы на молочной ферме на 1000 голов. В смену ее обслуживают один дояр и одна доярка. Они не раздают корма, не убирают навоз – только доят. У каждой коровы на шее висит датчик, замеряющий десятки параметров, чуть ли не какое у неё настроение. Отмечает датчик и сколько молока дала мисс буренка. В зависимости от надоя лично для неё с помощью специальной компьютерной программы «Рацион» рассчитывается количество корма с точностью «сколько вешать в граммах». Корова проголодалась – суёт морду в окно кормораздатчика. Начинает сыпаться корм. Наевшись, корова отходит – корм больше не сыплется. Если она съела все положенное по рациону – тоже. Животные без привязи отдыхают, едят, а почувствовав, что пора бы и поделиться с людьми молоком, сами идут в доильную. Получают дояр и доярка около 3,5 тысячи долларов в месяц каждый. Комментарии не требуются?
– Пожалуй, нет. С американской деревней, которой на самом деле нет, кажется, все понятно. А кроме ферм и заводов вы что-то успели увидеть?
– Был у нас один свободный день – экскурсия по Чикаго, система каналов у озера Мичиган, небоскребы. Кроме того, когда уже пора было возвращаться домой, над Штатами прошел большой шторм, и наш рейс перенесли почти на двое суток. Авиакомпания бесплатно поселила всех в отеле, кормила. Немножко погуляли. Но я, во-первых, в молодости объездил почти всю Европу. А во-вторых, я – не городской житель, и по большому счету для меня что Амстердам, что Чикаго – все едино. Где-то небоскребы повыше, где-то пониже. А вывески на магазинах вообще всюду одинаковые – то, что сейчас рекламируют и продают в США, с тем же успехом можно купить в Москве или Питере. Я не архитектуру «каменных джунглей» смотреть ездил, а узнать, какие «изюминки» появились в сельскохозяйственных технологиях.
– И много «изюма» привезли?
– В горстях или килограммах такой «изюм» не считают. Об американских технологиях надо говорить на страницах специального сельскохозяйственного журнала. У нас ведь каждый, выкопавший на даче три картофельные грядки, думает, что все о картошке знает. А по современным стандартам человек должен сначала специальный институт закончить, а потом за руль трактора садиться. У них соответствовать этим стандартам – получается. А мы ездим к ним, чтобы посмотреть и потом тоже попробовать.