На фоне бодрых заявлений во всех формах СМИ о том, как улучшается жизненный уровень населения страны, очень печально воспринимается факт абсолютно нищенской заработной платы в бюджетной сфере, и прежде всего у работников культуры. 10 – 15процентные увеличения оплаты труда от мизерных базовых окладов выглядят кощунственно. Для такого могучего государства с таким авторитетным президентом и мощным стабилизационным фондом подобная ситуация выглядит, мягко говоря, некорректно.
Вот факты.
По пресловутой единой системе оплаты труда (ЕТС), давно себя изжившей, базовый первый разряд сегодня стоит 1613 рублей. Вместе с тем минимальный размер оплаты труда определён правительством в сумме 2500 рублей. Неужели чиновники Минфина не видят, что искусственно создан разрыв между стоимостью базового разряда ЕТС и МРОТ? Или они думают, что должностей первого разряда в бюджетной сфере уже нет? Нам говорят, что мы не имеем права оплачивать их труд менее 2500 рублей в месяц, но за счёт чего? Кроме экономии фонда оплаты труда и собственно заработанных средств, другого источника нет. Но на страже штатного расписания стоит фининспектор, и как только он обнаружит незанятую длительное время ставку – сразу прекращает её финансирование.
Кроме того, повышение оплаты труда неквалифицированным работникам за счёт надбавок снивелирует смысл единой тарифной системы, которая строится в зависимости от квалификации сотрудника, сложности и качества выполняемой работы. Это приведёт к уравниловке в зарплате по крайней мере у сотрудников с первого по шестой разряды.
В нашем небольшом музейном коллективе четыре должности оценены в 1600 рублей. Стыдно смотреть в глаза сотруднику, труд которого заведомо оценён ниже прожиточного уровня, то есть за пределами черты бедности. Нельзя с таким небрежением относиться к оплате труда не то что уж большого, но исключительно нужного отряда работников культуры, и прежде всего библиотекарей и музейщиков. Хватит испытывать их терпение и добропорядочность. За самую низкую оплату труда, что официально признано, они занимаются делом воспитания нравственности, патриотизма, здорового образа жизни, что в настоящее время является едва ли не самым главным дефицитом жизни общества.
На примере опять же нашего коллектива хочу сказать, что отток наиболее умных и образованных кадров происходит активно. За один месяц у нас уволились научный и старший научный сотрудники, которые, со всеми надбавками получая от 4,5 до 5,5 тыс. рублей, ушли одна в рекламу, другая в торговлю на зарплату выше в разы. То ли ещё будет, когда люди поймут, что принятое решение о повышении минимальной оплаты труда в народном образовании до 2500 рублей является не чем иным, как делением работников бюджетной сферы на «белых и чёрных». Помоему, обострять и без того нелёгкую ситуацию – недальновидно, так как это ведёт к социальной нестабильности в коллективах, а отсюда в отрасли в целом. Хотя мы искренне рады за своих коллег системы образования.
Удивляет в связи с этим позиция Министерства культуры, которое понастоящему жёстко, видимо, не ставит вопросы оплаты труда в отрасли перед правительством, не предлагает разумного её реформирования. Очевидно, что в сложившейся ситуации необходимо увеличивать ставку первого разряда ЕТС до уровня минимального размера оплаты труда с соответствующим пересмотром тарифных коэффициентов последующих разрядов, чтобы сохранить дифференциацию в оплате труда неквалифицированных и квалифицированных работников.
А вот другой пассаж. Сразу за увеличением МРОТ в два раза следуют новые, резко повышенные тарифы по всяким услугам, в том числе и по охране. Уже 6 сентября мы получили «уведомление об изменении условий договора» от ФГУП «Охрана», из которого следует, что с 1.01.08 г. стоимость оплаты сторожевого поста резко возрастает. Теперь мы будем платить за одного охранника в месяц по 11662 рубля 84 копейки, а их у нас 7,4 единицы, то есть по 86 тыс. рублей в месяц (на 17,5 тыс. рублей больше). Средняя же зарплата одного музейного работника со всеми надбавками текущего года составила 5,2 тыс. рублей. Комментарии, как говорят, излишни.
А вообще, время требует разработки национального проекта развития культуры и в рамках его – радикального пересмотра системы оплаты труда работников отрасли с учётом особенностей каждой из её подотраслей: театров, библиотек, музеев, концертных организаций, дворцов и домов культуры, кинотеатров, учебных заведений. Существующая система себя изжила не потому, что ей уже 15 лет, а потому, что она из другого времени.