– В сущности мы начали внедрять этот порядок ещё с 2004 года, и сейчас он уже реально заработал. Осталось его утвердить, – объяснил директор департамента по управлению земельными ресурсами област-ной администрации Алексей Кузнецов.
А порядок такой. Кто угодно, будь то физическое лицо или юридическое, собираясь продать участок сельскохозяйственной земли, обязан прежде всего уведомить об этом департамент земельных ресурсов, где решат: имеет ли смысл выкупить этот участок в областную собственность. Предполагается, что такой механизм позволит властям сохранить в своих руках особенно ценные и стратегически важные участ-ки.
По сути от массового приобретения земли, начавшегося в последнее время, эта мера не спасёт. Ведь обычно выкупают у колхозников земельные паи, а документы на конкретные участки и право собственности на них ещё только предстоит оформлять. У самих же колхозников нет денег, чтобы провести межевание и оформить документы. Получается, если областные власти и будут выкупать какие-то земельные участки, то уже не у колхозников, а у тех же рейдеров.
– Хорошо бы пресечь скупку и земельных паёв, – мечтали главы администраций районов. Но по закону это невозможно.
Остаётся надежда, что массовый захват земель будет сдерживать другой механизм. Ведь чтобы построить на купленных участках дворец, нужно перевести землю из категории «сельскохозяйственной» в категорию «земли поселений». Но и этот барьер, к сожалению, работает плохо.
– Часто скупщики просто строят без всяких разрешений, а потом ставят нас перед фактом. И остаётся либо сносить незаконные постройки и превращать всё в кучу мусора, либо узаконить то, что они уже построили, – сетуют главы районов.