Такие же опасения высказывали и жители суверенных ныне Украины и Белоруссии, когда несколько лет назад там проводились аналогичные переписи. Как свидетельствовала местная пресса, многие крестьяне сознательно занижали данные о своих хозяйст-вах: в бывших братских республиках прекрасно помнят и об обещаниях, и о реальных делах советской власти. По-этому счетчиков часто встречали агрессивно, отказывались с ними разговаривать.
Не пойдет ли Всероссий-ская сельскохозяйственная перепись по украинско-белорусскому сценарию и зачем федеральным чиновникам потребовалось посчитать каждую ярославскую курицу – об этом мы беседуем с руководителем Ярославльстата Николаем ПАРАМОНОВЫМ.
– Николай Иванович, бывая в командировках, часто приходится беседовать «за жизнь» с сельскими жителями. Так вот, нередко крестьяне выражают опасения в связи с грядущей переписью. Мол, государство сначала посчитает в моем дворе каждую овечку, учтет каждую куриную голову, ствол плодового дерева, а потом станет брать налог с каждого куста и копыта.
– Наверняка ваши деревенские собеседники вспоминали те времена, когда при Хрущеве, в конце 50-х – начале 60-х годов, пересчитали в личных хозяйствах весь скот, яблони, другие фруктовые насаждения, а затем ввели налоги на каждую голову или корень. Что привело к массовому забою или сокрытию скота, вырубанию деревьев. Не думаю, что наше государство сегодня, в условиях рыночных отношений, рискнет наступать на те же грабли. Перепись будет решать исключительно статистические задачи. С полной ответственностью заявляю, что ни о каком подвохе, стремлении кого-то ущемить здесь речи быть не может. Кстати, все переписные листы будут обезличены, вся информация, переданная с мест в Росстат, зашифрована, так что никто не сможет выявить конкретного обладателя конкретной яблони в деревенском огороде. Более того, каждый переписчик на местах обязан подписаться под документом, где сказано, что конфиденциальность собираемых данных гарантируется...
– Тогда зачем вообще нужна эта гигантская работа? Ну не все ли равно государству, сколько частных кур обеспечивают яйцами жителей, к примеру, Некрасовского района, сколько соток на личных участках засажено картошкой, а сколько цветами?
– В последние годы в аграрном секторе произошли существенные изменения, заметно вырос индивидуальный сектор. Если до 90-х годов прошлого века на долю крупных сельхозпредприятий приходилось три четверти производимой продукции, то сейчас они дают лишь около половины от общего ее объема. А по ряду культур частники давно обогнали большие хозяй-ства. В прошлом году, например, огородники накопали 91,8 процента от всего выращенного в России картофеля (в 1990 г. было 66,1 процента). Овощей в индивидуальном секторе было получено 80,2 процента (против 30,1 в 1990 г.), скота и птицы – 52,5 процента (24,8), молока надоено 52,2 процента (23,8). Все эти цифры нужно знать, чтобы правильно рассчитать потребности жителей страны в продовольствии. В аграрном секторе нашей области изменения тоже довольно заметные. За пятнадцать лет общая посевная площадь сельхозкультур в частных хозяйствах увеличилась на 17,2 тысячи гектаров (в 2,4 раза!), а в сельхозпредприятиях, наоборот, сократилась на 305,6 тысячи га, или в 1,7 раза. В прошлом году населением области произведено 79 процентов картофеля (в 1990 г. – 46,4 процента), 93,7 процента овощей (55,5), собрано плодов и ягод 99,9 процента (98,2).
– То есть, выражаясь языком правительственных чиновников, «в ходе реформ в сельском хозяйстве постепенно сформировалась многоукладная экономика»?..
– ...включающая три основные группы производителей – сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермер-ские) хозяйства и хозяйства населения. Поэтому и назрела необходимость проведения именно Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
– А не превратится она в работу ради галочки? Сколько уж было у нас подобных мероприятий...
– Россия в этом вопросе совсем не впереди планеты всей. В нашей стране сельхозперепись такого масштаба будет проводиться впервые после... 1920 года. А вот в большинстве развитых стран мира «село переписывают» не реже одного раза в 5 – 10 лет. В США и Канаде перепись проходит каждые пять лет, в Германии и Голландии – раз в четыре года, а в Австралии и Новой Зеландии – ежегодно.
– А у нас, выходит, раз в 85 лет?
– Не совсем так. В нашей стране сельхозпереписи проводились и после 1920 года, но носили они специализированный характер. К примеру, переписи посевных площадей сельхозкультур были проведены в 1964, 1976, 1985 годах; плодово-ягодные насаждения и виноградники были «взяты на карандаш» в 1970 и 1984 годах; скот в хозяйствах населения посчитали в 1995м.
– А представим себе такую ситуацию: переписчик придет к фермеру на подворье поинтересоваться, каков у того урожай картофеля, а фермер возьмет и «занизит» урожай вдвое. И вместо тонны в переписном листе по-явится дутая цифра...
– Самому фермеру от этого ни лучше, ни хуже не станет. Но если таких «мудрецов» наберутся по стране многие тысячи, то искаженные данные непременно аукнутся.
– В каком же смысле?
– А вот в каком. Получив из Росстата заниженные сведения о выращенном картофеле, правительство вынуждено будет увеличить его закупки за рубежом. Зря потраченная валюта могла бы пойти на нужды того же АПК. Искажение данных на пользу уж точно не пойдет.
– Ну и какой же объем работы предстоит выполнить переписчикам?
– В России будут обследованы около 33 тысяч сельхоз-организаций, 264 тысячи фермерских хозяйств, 16 миллионов личных подсобных хозяйств, 14,6 миллиона семей, занимающихся садоводством, 4,7 миллиона семей, имеющих огороды.
В нашей области в переписи будут участвовать около 600 сельхозпредприятий, более 2,5 тысячи крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занятых сельхозпроизводством, 259 тысяч личных подсобных хозяйств населения, почти 600 некоммерческих садоводческих, огороднических и животноводческих объединений, которые насчитывают порядка 200 тысяч семей.
– Какие сведения войдут в переписные листы по всем категориям хозяйств?
– О размерах, структуре, формах собственности, использовании посевных площадей, о поголовье скота и птицы, о товарности производст-ва, затратах на его ведение, о наличии машин и оборудования, построек производственного назначения. Будет даже такой пункт: о влиянии сельского хозяйства на окружающую среду... Результаты переписи будут иметь важное значение для разработки агропромышленной политики государства. И чем больше поступит достоверной информации, тем проще будет оказывать адресную социальную, экономическую, финансовую поддерж-ку селу.