Несмотря на то, что закон торговлю контрафактной продукцией запрещает, этот вид бизнеса процветает с каждым днем. Российские правоохранительные органы решили провести с 21 по 30 ноября акцию «Контрафакт»: ходят по видеосалонам и забирают на экспертизу диски и кассеты, которые кажутся им подозрительными.
Отголоски этого мероприятия налицо и в Ярославле – за считанные дни содержимое полок в местных магазинах значительно уменьшилось в объеме. А кое-где и вовсе исчезло – как, например, в одном магазине на улице Свободы. Впечатление сие зрелище производит удручающее (на снимке). Там, где раньше было представлено обилие жанров, осталась лишь жалкая парочка боевиков, которые ни в жизнь никто не купит, потому что уже «старье».
– А где же у вас все диски? – поинтересовалась я у скучающего вида продавщицы.
– Купили все, – съязвила та.
Особенно «подверглись гонениям» сборники фильмов. Потому как на лицензионном диске может быть только один фильм. Сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД области поработали хорошо – сборников мы нигде не обнаружили. А продавцы даже деланно обижались:
– Вы что, девушка! У нас такого не бывает, мы контрафактом не торгуем.
– Так, значит, это не у вас я пару месяцев назад купила DVD с четырьмя «ужастиками» за девяносто рублей? – удивленно уставилась я на молодого человека. Тот отчаянно замотал головой.
Словно щербины во рту у какого-то гиганта зияли дыры в стройных рядах DVD в видеосалоне на Комсомольской. Продавец, миловидная девушка, простодушно сказала:
– В УБЭП все увезли, потому что пиратская продукция. У нас это уже не в первый раз.
Тут мое внимание привлек телевизор, стоящий в углу салона. Он показывал фильм «Один дома». Но такого качества! Лица с оранжевым отливом и непотребный дубляж. Впрочем, а чего еще желать за 120 рублей. Да нет, не за этот фильм, а за восемь сразу. Этот диск, сказала девушка, не конфисковали, потому что он был вставлен в DVD-проигрыватель.
– Так что можете купить, – улыбаясь, добавила она.
Некоторые и в «смутное» время умудряются торговать пиратскими копиями – из-под полы. Видят, клиент постоянный, проверенный, и тут же разложат на прилавке весь свой ассортимент. А что делать – крутиться надо.
Кто в своей жизни хоть раз не сталкивался с пиратской продукцией? Ярославские кинотеатры в основном предлагают зрителю либо комедии, либо кровавые боевики. Третьего, как говорится, не дано. А если хочется?
Лицензионный диск с фильмом Кустурицы стоит 330 рублей. Такие деньги за шедевры культового режиссера не у всех есть. Другой пример: один лицензионный фильм с Жераром Депардье – 350 рублей, шесть нелицензионных – 120. Есть разница?
– В деньгах вы, конечно, выиграете, но не в качестве, – уверяет замначальника отдела традиционных экспертиз экспертно-криминалистического центра при УВД области Николай Сионский. – Не бывает так, что качество – такое же, как и на оригинале.
Запись всегда чуть хуже. О сборниках и говорить нечего. Чтобы записать на один диск несколько фильмов, чем-нибудь обязательно приходится жертвовать. Так что не считайте это полной качественной версией. Вас просто надувают.
Впрочем, народ обманываться рад. Во времена ажиотажа вокруг сериала «Остаться в живых» в рыбинский магазин видеопродукции завезли его полную версию. В смысле – пиратскую полную версию. В числе покупателей был и один мой приятель. Рассказал, что за этим DVD очередь стояла. Ему достался последний диск. Продавцы между собой переговаривались:
– Ишь как расхватали быстро. Надо бы еще заказать.
Стоило все «удовольствие» 100 рублей. Впрочем, удовольствием это назвать трудно. Первые серии представляют собой вполне приличную запись с Первого канала. Дальше – с какого-то западного. Изображение похуже, дубляж другой. В конце концов незнакомые голоса сменяются одним – тем самым, гундосым, обладатель которого, оказывается, живее всех живых. При этом складывается впечатление, что он явно не в себе или так крепко принял на грудь, что начисто забыл элементарный английский. А потому трагические события фильма приобретают даже не комический, а фарсовый эффект. Вот, например, такая сцена. У героини по имени Клэр украли ребенка. В отчаянии девушка обращается к своему приятелю-музыканту с просьбой вернуть ей чадо. Тот с дрожью в голосе, но с отважным выражением лица ей отвечает: «Я обещаю тебе. Я его привезу, притащу, принесу».
Не слезы, а смех. Режиссер, увидев такое, наверное, собственноручно бы разорвал этих «пиратов» на части. Но есть и другие примеры, когда качество продукции практически идеальное: хорошее изображение, отличный звук. Отчего бы не купить? Какая рядовому потребителю разница – стоит голограмма на коробке или нет.
Согласно статье 7.12 Административного кодекса РФ за нарушение авторских и смежных прав нарушителю придется выложить не менее 15 – 20 минимальных окладов (и даже больше) да еще и лишиться контрафактных экземпляров. Если сумма ущерба, нанесенного владельцу авторских прав, превышает 50 тысяч рублей (250 тысяч – особо крупный размер), то продавцам нелегальной продукции светит срок. Прецеденты в области были, правда, сроки давали условные. Что же касается самого конфиската, то он, по обещанию замначальника УБЭП Сергея Техликиди, после акции «попадет под трактор». Ничегошеньки от него не останется.
Вот только сомнительно, что поклонники синематографа тут же ринутся скупать дорогущие диски и кассеты. Сколько человека ни убеждай, что, покупая краденое (а именно таковой и является по закону контрафактная продукция), он становится соучастником преступления, удовольствий ему хочется не меньше. И притом подешевле.