Не было и нынешней асфальтированной дороги от Московского шоссе к НПС. Была грунтовая, разъезженная, в ухабах, колеях, узкая: две машины не могли разъехаться. Без сапог на станции делать было нечего.
Всего этого в достатке хлебнул в начале своей работы в Коромыслове и электрогазосварщик Виктор Агафонов. У него в этом году два юбилея. В сентябре отметит свое шестидесятилетие, а нынче – четверть века работы на НПС «Ярославль3».
– Незаменимый работник, – говорит о нем второй механик Роман Быстров. – Он в своем деле виртуоз, сварщик высшего, шестого разряда. Я пришел на станцию десять лет назад, и сразу он меня удивил. В то время с механизацией, автоматикой еще были проблемы. Инженерам, мастерам ЯРНУ приходилось многое придумывать самим для повышения надежности работы оборудования, облегчения труда персонала. И все свои разработки они непременно делали в металле с участием Виктора Вениаминовича, потому что только он мог сварить деталь или узел любой сложности.
Сварщиками, как и солдатами, не рождаются. В Коромыслово Агафонов пришел уже классным специалистом. Позади были стройки Сибири, Заполярья, Прикаспия, БАМа. После окончания школы № 75 год работал киномехаником в клубе нефтяников и в кинотеатре «Арс». Хотя уже тогда понял, что хорошая специальность – основа благополучия в будущем. Но в училище брали только с 16 лет, а Виктору было всего 15. Два года осваивал сварочное дело в базовом профтехучилище Ярославского электровозоремонтного завода. Было это в далеком 1964 году. Завод имени Бещева был тогда еще ЯПРЗ – паровозоремонтным. Там в закопченных паровозами цехах и проходили практику учащиеся.
Помнит ветеран, как учеником, подручным сварщика первый раз в жизни «наловил зайчиков». Сварщикто в маске работает, а подручный – без нее. Как ни отворачивался от вольтовой дуги, а несколько раз глаза ослепил. Потом целую ночь не спал, маялся. Глаза режет, будто песок в них насыпали. Но ничего, привык, приспособился. Зрение и теперь – сорок с лишним лет спустя – стопроцентное.
Электрогазосварщик и тогда, и сейчас – профессия востребованная. Сразу после училища нашел работу по специальности на ТЭЦ2.
– Но я беспокойный в молодости был, – говорит Виктор Вениаминович. – Тянуло мир посмотреть, дальние края. К тому же холостой был, свободный.
В семидесятые годы романтика «голубых городов» посреди тайги была популярна у молодежи. По радио звучали песни Пахмутовой про «ЛЭП500 непростую линию», шли фильмы про новостройки Сибири. Туда, в новый город нефтяников ГорноПравдинск в ХантыМансийском автономном округе, и отправился ярославец. Места красивые. Среди тайги, в горах сварщик монтировал буровые вышки на пятидесятиградусном морозе.
– Пока тихо, мороз был не страшен, – вспоминает Агафонов. – А как ветерок подует, кожу дерет, хоть кричи. Варить приходилось на высоте. Всей одежды – ватник, а сверху брезентовая роба. И спрятаться от ветра некуда. Работали вахтовым методом. В поселке жили дня дватри, а потом на вертолет, и снова смена на монтаже буровых.
В отделе кадров женщина посочувствовала мне. Куда ж тебя, хлопец занесло? Я врать не стал. Говорю: «Здесь заработки хорошие».
– Смотри, как бы в одной фуфайке не уехал. Здесь одни бичи собрались.
Выпивали ребята крепко, но я меру знал и в поселке не задерживался.
Вернулся Агафонов в Ярославль и опять заскучал по новым местам.
Приятель, вернувшийся из армии, подсказал неближний адрес, где сам служил: Мангышлак. Строительство газоперерабатывающего завода.
Попал Виктор из лютых морозов Севера в самое пекло. База была в городе Шевченко. Квартира – общежитие на троих. На стройку возили опятьтаки вахтовым методом за 150 километров в Новый Узень на берегу Каспия.
Места и в этот раз были красивые. Но все лето плюс 45 градусов в тени. На улице еще было терпимо. А в помещениях, даже с вентиляторами – духота. Полтора года трудился Агафонов в Казахстане. И, повидимому, столь достойно, что по окончании стройки сам первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Кунаев вручил ему именные часы.
Потом был БАМ. На БайкалоАмурской магистрали Агафонов строил вместе со студентами из стройотрядов поселок Кичера. И снова – морозы за пятьдесят, да еще жизнь в разбитом при выгрузке с вертолета балке. Пробоину в нем затыкали ветошью и ватниками, иначе волосы ночью примерзали к нарам. Закончил Агафонов строить Кичеру и ровно тридцать лет тому назад вернулся домой.
В Ярославле произошла у Виктора Вениаминовича романтическая встреча. Еще в школе полюбилась ему одноклассница Альбина, тоже с Нефтестроя. Но дальше прогулок вдвоем дело не зашло. А после школы и училища они както потеряли друг друга. Парня понесло из края в край страны. Она тем временем нашла себе другого, да неудачно. Осталась одна с трехлетней дочерью Ириной. После случайного свидания у Виктора и Альбины старая любовь всколыхнулась снова, но уже понастоящему, повзрослому. Больше не тянуло сварщика в дальние края, будто нашел все, что искал. Вскоре у них родилась младшая дочь Юлия. Теперь уже обе девочки закончили институты, работают здесь же, в Ярославле.
Четыре года после БАМа Агафонов трудился в Ярославле на ремонтномеханическом заводе, обслуживающем НЯНПЗ, в Ярославском филиале Рязанского РСУ, строившего на нефтеперерабатывающем заводе новые установки.
А четверть века назад узнал он о том, что под Ярославлем на нефтепроводе в Коромыслове требуется электрогазосварщик на нефтеперекачивающую станцию. И есть у этого нефтепровода большая перспектива в будущем. Тогдашний начальник НПС Петр Растатурин встретил специалиста радушно. Газосварщики на нефтепроводе нужны постоянно. Грязь, полевые условия работы парня не испугали. Разве это испытания для сварщика, прошедшего сквозь жар прикаспийской пустыни и стужу приполярной тундры?
Когда нефтепровод начал реконструироваться и продвигаться дальше на запад к берегам Балтики, Агафонов то и дело летал на вертолете на станции в Палкино, Песь, Быково, Инякино, туда, где требовались высококлассные сварщики для врезки новых участков нефтепровода, лупингов, переходов через реки. Теперь, когда главные объекты «Балтнефтепровода» на увеличение его пропускной мощности до 70 миллионов тонн в год в основном закончены, он, как говорит Роман Быстров, больше нужен на сварочном участке в Коромыслове. Сваривает все, что придется, для ремонта и модернизации оборудования станции и, конечно, учит молодых сварщиков, готовит себе достойную смену. Его труд отмечен многими грамотами Ярославского нефтепроводного управления, медалью «Ветеран труда»