суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 22 июня 2007

Сварщик от Бога

НПС «Ярославль­3», что неподалеку от деревни Коромыслово – островок цивилизации среди пригородных ярославских лесов. Ухоженные газоны, асфальтированные дорожки, корпуса цехов и служб, отделанные в корпоративные цвета «Балтнефтепровода» синий и белый – все, будто новое с иголочки. И только ветераны Ярославского нефтепроводного управления вспоминают теперь, как трудно все здесь начиналось и строилось на заболоченном лугу среди лесного массива, как нефтепроводчики вязли по колено в грязи летом, как мерзли зимой в железных временных бытовках.

автор Андрей СОЛЕНИКОВ

 

Не было и нынешней асфальтированной дороги от Московского шоссе к НПС. Была грунтовая, разъезженная, в ухабах, колеях, узкая: две машины не могли разъехаться. Без сапог на станции делать было нечего.

Всего этого в достатке хлебнул в начале своей работы в Коромыслове и электрогазосварщик Виктор Агафонов. У него в этом году два юбилея. В сентябре отметит свое шестидесятилетие, а нынче – четверть века работы на НПС «Ярославль­3».

– Незаменимый работник, – говорит о нем второй механик Роман Быстров. – Он в своем деле виртуоз, сварщик высшего, шестого разряда. Я пришел на станцию десять лет назад, и сразу он меня удивил. В то время с механизацией, автоматикой еще были проблемы. Инженерам, мастерам ЯРНУ приходилось многое придумывать самим для повышения надежности работы оборудования, облегчения труда персонала. И все свои разработки они непременно делали в металле с участием Виктора Вениаминовича, потому что только он мог сварить деталь или узел любой сложности.

Сварщиками, как и солдатами, не рождаются. В Коромыслово Агафонов пришел уже классным специалистом. Позади были стройки Сибири, Заполярья, Прикаспия, БАМа. После окончания школы № 75 год работал киномехаником в клубе нефтяников и в кинотеатре «Арс». Хотя уже тогда понял, что хорошая специальность – основа благополучия в будущем. Но в училище брали только с 16 лет, а Виктору было всего 15. Два года осваивал сварочное дело в базовом профтехучилище Ярослав­ского электровозоремонтного завода. Было это в далеком 1964 году. Завод имени Бещева был тогда еще ЯПРЗ – паровозоремонтным. Там в закопченных паровозами цехах и проходили практику учащиеся.

Помнит ветеран, как учеником, подручным сварщика первый раз в жизни «наловил зайчиков». Сварщик­то в маске работает, а подручный – без нее. Как ни отворачивался от вольтовой дуги, а несколько раз глаза ослепил. Потом целую ночь не спал, маялся. Глаза режет, будто песок в них насыпали. Но ничего, привык, приспособился. Зрение и теперь – сорок с лишним лет спустя – стопроцентное.

Электрогазосварщик и тогда, и сейчас – профессия востребованная. Сразу после училища нашел работу по специальности на ТЭЦ­2.

– Но я беспокойный в молодости был, – говорит Виктор Вениаминович. – Тянуло мир по­смотреть, дальние края. К тому же холостой был, свободный.

В семидесятые годы романтика «голубых городов» посреди тайги была популярна у молодежи. По радио звучали песни Пахмутовой про «ЛЭП­500 непростую линию», шли фильмы про новостройки Сибири. Туда, в новый город нефтяников Горно­Правдинск в Ханты­Мансийском автономном округе, и отправился ярославец. Места красивые. Среди тайги, в горах сварщик монтировал буровые вышки на пятидесятиградусном морозе.

– Пока тихо, мороз был не страшен, – вспоминает Агафонов. – А как ветерок подует, кожу дерет, хоть кричи. Варить приходилось на высоте. Всей одежды – ватник, а сверху брезентовая роба. И спрятаться от ветра некуда. Работали вахтовым методом. В поселке жили дня два­три, а потом на вертолет, и снова смена на монтаже буровых.

В отделе кадров женщина посочувствовала мне. Куда ж тебя, хлопец занесло? Я врать не стал. Говорю: «Здесь заработки хорошие».

– Смотри, как бы в одной фуфайке не уехал. Здесь одни бичи собрались.

Выпивали ребята крепко, но я меру знал и в поселке не задерживался.

Вернулся Агафонов в Ярославль и опять заскучал по новым местам.

Приятель, вернувшийся из армии, подсказал неближний адрес, где сам служил: Мангышлак. Строительство газоперерабатывающего завода.

Попал Виктор из лютых морозов Севера в самое пекло. База была в городе Шевченко. Квартира – общежитие на троих. На стройку возили опять­таки вахтовым методом за 150 километров в Новый Узень на берегу Каспия.

Места и в этот раз были красивые. Но все лето плюс 45 градусов в тени. На улице еще было терпимо. А в помещениях, даже с вентиляторами – духота. Полтора года трудился Агафонов в Казахстане. И, по­видимому, столь достойно, что по окончании стройки сам первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Кунаев вручил ему именные часы.

Потом был БАМ. На Байкало­Амурской магистрали Агафонов строил вместе со студентами из стройотрядов поселок Кичера. И снова – морозы за пятьдесят, да еще жизнь в разбитом при выгрузке с вертолета балке. Пробоину в нем затыкали ветошью и ватниками, иначе волосы ночью примерзали к нарам. Закончил Агафонов строить Кичеру и ровно тридцать лет тому назад вернулся домой.

В Ярославле произошла у Виктора Вениаминовича романтическая встреча. Еще в школе полюбилась ему одноклассница Альбина, тоже с Нефтестроя. Но дальше прогулок вдвоем дело не зашло. А после школы и училища они как­то потеряли друг друга. Парня понесло из края в край страны. Она тем временем нашла себе другого, да неудачно. Осталась одна с трехлетней дочерью Ириной. После случайного свидания у Виктора и Альбины старая любовь всколыхнулась снова, но уже по­настоящему, по­взрослому. Больше не тянуло сварщика в дальние края, будто нашел все, что искал. Вскоре у них родилась младшая дочь Юлия. Теперь уже обе девочки закончили институты, работают здесь же, в Ярославле.

Четыре года после БАМа Агафонов трудился в Ярославле на ремонтно­механическом заводе, обслуживающем НЯНПЗ, в Ярославском филиале Рязан­ского РСУ, строившего на неф­теперерабатывающем заводе новые установки.

А четверть века назад узнал он о том, что под Ярославлем на нефтепроводе в Коромыслове требуется электрогазосварщик на нефтеперекачивающую станцию. И есть у этого нефтепровода большая перспектива в будущем. Тогдашний начальник НПС Петр Растатурин встретил специалиста радушно. Газосварщики на нефтепроводе нужны постоянно. Грязь, полевые условия работы парня не испугали. Разве это испытания для сварщика, прошедшего сквозь жар прикаспийской пустыни и стужу приполярной тундры?

Когда нефтепровод начал реконструироваться и продвигаться дальше на запад к берегам Балтики, Агафонов то и дело летал на вертолете на станции в Палкино, Песь, Быково, Инякино, туда, где требовались высококлассные сварщики для врезки новых участков нефте­провода, лупингов, переходов через реки. Теперь, когда главные объекты «Балтнефтепровода» на увеличение его пропускной мощности до 70 миллионов тонн в год в основном закончены, он, как говорит Роман Быстров, больше нужен на сварочном участке в Коромыслове. Сваривает все, что придется, для ремонта и модернизации оборудования станции и, конечно, учит молодых сварщиков, готовит себе достойную смену. Его труд отмечен многими грамотами Ярославского нефте­проводного управления, медалью «Ветеран труда»

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают