Но, как и в любой совместной работе иногда появляются нюансы, требующие корректировки, хозяйственной и юридической. Дело в том, что ТГК2 недополучает часть денег за оказанные услуги от бюджетных организаций города, а также ТСЖ и ЖСК. В чем конкретно заключается проблема и как ее можно решить, мы попросили ответить заместителя генерального директора ОАО «ТГК2» по продажам Анатолия Покатилова.
– Анатолий Владимирович, поясните, в чем суть вопроса?
– Для нас возникла не очень приятная ситуация, своего рода юридическая коллизия, в результате которой мы недополучили с начала года около 39 млн. рублей. Суть проблемы в следующем: в 2007 году муниципальные тепловые сети и сети, принадлежащие двум другим поставщикам тепла в Ярославле – ОАО «ТЭСС» и ОАО «Яргортеплоэнерго», мэрия города передала новому муниципальному предприятию «Ярославский городской энергосбыт» (ЯГЭС). К этому времени департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов администрации Ярославской области установил тариф на оказание услуг по передаче тепловой энергии в размере 51 рубля. Но при формировании смет расходов муниципальных бюджетополучателей тариф на транспортировку тепла учтен не был. ЯГЭС как посредническое звено между ТГК2 и потребителями тепла денег за транспортировку тепла по своим сетям с бюджетных организаций не собирает, равно как и с ТСЖ, и ЖСК. То есть ТГК2 оказалась перед фактом, и теперь ей как социально ответственной компании приходится нести расходы по оплате услуг за транспортировку.
– Таким образом, получается, что тарифы на тепло, в том числе на его передачу по теплосетям, были утверждены раньше, чем появилась новая посредническая структура?
– Совершенно верно. Изза этой юридической неувязки генерирующая компания несет серьезные убытки, но при этом честно исполняет договорные обязательства по поставке тепловой энергии потребителям через сети ЯГЭС. Эти средства могли бы пойти на более качественную подготовку оборудования наших ТЭЦ и котельных к новому отопительному сезону. Да и запасы топлива делать бесплатно или с отсрочкой платежей никто не даст – рынок диктует свои условия. Неизвестно, какие сюрпризы преподнесет и будущая зима. Поэтому любое отвлечение средств, да еще в таких объемах, чревато последствиями.
– Какой же выход из ситуации?
– Для того, чтобы уменьшить бремя расходов бюджетных организаций для оплаты затрат, понесенных ТГК2 за доставку тепловой энергии через сети МУП «ЯГЭС» до конечного потребителя, мэрии Ярославля предложено откорректировать муниципальный бюджет на текущий год и дополнительно учесть в нем 39 млн. рублей. В муниципальные контракты необходимо также включить условие о доставке тепловой энергии. Кстати, такое условие было внесено в контракты федеральных и областных бюджетополучателей, и отношения с ними ТГК2 отрегулировала.
– А есть ли еще какието схемы взаимоотношений в настоящее время у потребителей с ТГК2?
– Как производитель тепловой энергии мы предлагаем потребителям несколько вариантов взаимоотношений. Например, организация может заключить договор с ТГК2 напрямую и платить 430,81 рубля за 1 Гкал (для компании именно такой тариф на производство тепла установлен регулирующим органом) плюс 51 рубль за транспортировку тепловой энергии. При этом ТГК2 гарантирует стопроцентное выполнение своих обязательств перед клиентами. Другой вариант: абонент платит по тарифу ЯГЭС – 538,36 руб./Гкал. При этом ЯГЭС, не являющаяся производителем продаваемой продукции, вряд ли сможет обеспечить надлежащее качество. При этой схеме все абоненты перепродавца получат счета и от него самого, и за транспортировку от ТГК2. Потребитель волен выбрать собственную схему отношений с ТГК2 – получать тепло с гарантией напрямую от производителя или через посредника.
Чтобы избежать подобных ситуаций впредь, мы считаем, что потребителям следует в отношениях с теплоэнергетиками избегать лишних посредников. Нами направлено письмо городским властям о том, что процедуру заключения контрактов на поставку тепловой энергии и теплоносителя для муниципальных нужд лучше делегировать департаментам мэрии Ярославля по направлениям, а не оптовому потребителю – перепродавцу.
Неурегулированность отношений по транспортировке тепла и дальнейшее затягивание решения вопроса может привести к еще большим потерям для городской казны. Придется изыскивать дополнительно еще 43 млн. рублей, чтобы погасить расходы муниципальных бюджетников перед теплоэнергетиками. К концу года сумма может достигнуть 82 млн. рублей. ТГК2 будет вынуждена искать другие пути компенсации возникших затрат на транспортировку тепла.