Диплом второй степени он заслужил, выступая с этим докладом в Обнинске на конференции «Первые шаги в науке». В рецензии эксперт написал: «Работу можно и нужно посылать не только на всероссийские конференции, но и международные». Скоро такая состоится в Болгарии, в Варне. Возможно, туда и отправится Илья со своим научным руководителем – Людмилой Алексеевной Валевской, преподавателем истории, обществознания, краеведения и немецкого языка в Заболотской ООШ. Если, конечно, учительница сможет найти деньги на эту поездку.
Чем привлекла ученых работа Ильи? Актуальностью, которая вытекает из истории и экономики местности, где живет автор. Лет ему немного, но его корни здесь. По линии матери происходит из сельской интеллигенции: ее предками были учителя, земские врачи. По отцу – потомственный крестьянин. Предмет исследования хорошо знаком семье. Также школьник использовал многие документы: результаты переписи населения 1896 года, сельскохозяйственной переписи 1916, труды историков
П.А.Крицкого, К.Д.Головщикова, С.А.Орлова… В «Указателе фабрик и заводов Европейской России 1894 года» он нашел все картофелетерочные предприятия Петропавловской волости – так назывался этот процветавший край. Тут жили предприимчивые крестьяне. В Ярославской области многие наслышаны о Никите Понизовкине, в 1843 году основавшем крахмалопаточное производство. Но он такой был не один.
Шесть терочных заводов работали в Петропавловской и Боровской волостях, крестьяне вошли компаньонами в торговый дом «Понизовкин и сыновья». Сделав взносы, получили звания купцов второй гильдии. В деревне Ученже братья Павел и Константин Семеновы производили в год 15 тысяч пудов картофельной муки на 20 тысяч рублей. А Сергей Прохоров выпускал 17 тысяч пудов патоки на 10 тысяч рублей, имея паровую машину и нанимая 25 рабочих. Кроме того, в 1897 году один завод крестьяне основали на паях: арендовали у Понизовкина паровую машину и производили муки на 25 тысяч рублей. В апреле 1904 года в сборнике «Кустарные промыслы» были опубликованы данные по деревне Суслово. Ее жители занимались пчеловодством, держали общественные пчельни, вывели новую породу пчел, торговали медом, деля прибыль между собой.
Сведения о прошлом Илья черпал не только в книгах и архивных папках. На чердаке одного старого дома была найдена леденцовая машинка, она сейчас в сельском музее. Очень простая: два барабана с формами птичек и звездочек, желоб и колесо – так из карамельного теста делали конфеты. А еще эта местность богата разноцветной глиной – ее использовали в строительных материалах. Производили кирпич – из него сложена церковь Петра и Павла, первые этажи крестьянских домов, корпуса заводов, которые еще сохранились в Бору и Щупландове.
Историк Крицкий с интересом описывал село Петропавловское на Келноти. Упоминал, как разливаются местные реки, и крестьяне сообщаются между собой на лодках. Но это не тормозит их деятельность: половина пашни у них занята картофелем, другая – овсом. Из этого сырья они производят крахмал, патоку и глюкозу, поставляя их на кондитерские фабрики в Рыбинск и Ярославль. Ну а про Понизовкина всем известно, как он ездил за границу, женился на иностранке, построил дворец на берегу Волги и прочее.
Что же такого актуального в сведениях, собранных мальчиком из Заболотья? Наверное, психология сельского человека. Из рассмотрения исторических источников и сохранившихся памятников следует, что местный крестьянин – предприимчивый и самодостаточный. Ему вполне подходит земля, на которой он живет, она дает все: полезные ископаемые и хорошие урожаи. Отнесешься хозяйственно, с любовью, и твое благополучие – в твоих руках. Так оно было, и никому из перечисленных персонажей даже в голову не приходило просить пособий у государства. Все сами. Только бы им не мешали. Но вмешались большевики.
Теперь, после многих лет бестолкового управления, государство желает помочь экономике сельского хозяйства. Однако национальный проект развития агропромышленного комплекса опять придуман без участия крестьян. Их не спросили, как им надо. Об этом в работе Ильи высказываются его родители, потомственные сельские жители. Кредиты, которые предлагают крестьянам по проекту, – это кабала. Государство собирается выплатить по ним проценты при наличии произведенной продукции. Но тут не промышленность, а природа: чтобы взошло и созрело зерно, подросла скотина, дала потомство или молоко, нужен определенный период времени. А банку требуется выплачивать проценты уже через месяц. Государство опаздывает с выполнением своих обязательств: весной на районном совещании председатель одного колхоза рассказывал, что ему на гасят проценты по взятому кредиту. Чтобы получить сам кредит, коллективному хозяйству нужно заложить землю, предварительно оформив целую кипу документов. Отдельному человеку для получения ссуды нужны два поручителя с зарплатой не менее 15 тысяч в месяц, а где такие заработки на селе?
Не легче ли уехать в город, устроиться там и жить от получки до получки, не заботясь о грядущем? К этому подталкивает деревенскую молодежь современная система образования. Малокомплектные школы закрывают как невыгодные, детей возят учиться в чужие места. Но это лишь кажется, что десятьдвадцать километров – пустяки. Так вырабатывается понятие об убогости дома и родного края, где даже школы нет, и за счастьем нужно бежать. А вернуться на землю гораздо труднее, чем уйти. Как показывает практика, человек, выросший вдалеке, в городе, утрачивает с ней связь и не может на ней трудиться успешно. Потому что земля перестает помогать ему – ведь она живая и все чувствует.
Вот какие мысли кажутся актуальными ученым из Обнинска, города атомщиков, где лучшие умы думают о тайнах Вселенной.