Собственно, это те же самые категории, которые получают налоговые льготы и нынче, и по которым нужно было определиться на будущий год. Абсолютному большинству из них комиссия решила льготы сохранить в том объеме, в котором они получают их сегодня. А вот по местным водоканалам с тяжелой руки председателя комиссии – директора департамента финансов областной администрации Анатолия Федорова – был нанесен ощутимый удар. Им налоговые послабления, желая сократить потери бюджета от предоставления льгот, существенно урезали. Суть в том, что если сейчас подобные освобождения предоставляются на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые как населению, так и промышленным потребителям, то в следующем году господин Федоров предложил льготировать только услуги населению. Бюджет на этом действительно может сэкономить определенную сумму. Но стоила ли овчинка выделки и не окажется ли эта федоровская «победа» пирровой?
Против позиции главного областного финансиста, отдававшей фискальной направленностью, чего он и не скрывал, выступили мэр Ярославля Виктор Волончунас, заместитель директора департамента жилищнокоммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области Любовь Наумкина и другие. Они привели целый ряд причин, по которым идти на этот шаг нецелесообразно и, возможно, даже вредно. В департаменте ЖКХ считают, что отказ, пусть даже и частичный, от предоставления льготы по налогу на имущество не позволит в следующем году десяткам организаций области, занимающихся водоснабжением и водоотведением, в полном объеме предусмотреть средства на ремонтные работы и инфляционные расходы. По мнению специалистов департамента, в случае урезания налоговых льгот, то есть «при включении налога на имущество в тарифы только по Ярославлю стоимость услуг водоснабжения и водоотведения вырастет соответственно на 6 и 9,3 процента». Дополнительно к тому росту, от которого и так никуда не деться. Тото люди властям отдельное спасибо за это скажут.
При этом надо иметь в виду, что дела в городских и районных водоканалах, за редким исключением, идут вовсе не блестяще. 78 процентов организаций прошлый год закончили с убытками против 54 процентов в 2005 году. Текущую деятельность (кстати, позарез нужную населению) они, оказавшись в кризисном финансовом состоянии, вынуждены осуществлять в значительной степени за счет кредиторской задолженности, что может и банкротством аукнуться.
Муниципальное предприятие «Ярославльводоканал» на общем фоне смотрится получше. У него, слава богу, пока еще устойчивое финансовое положение, гарантирующее платежеспособность. Запасы и затраты здесь обеспечивают собственными оборотными и долгосрочными заемными средствами. Но и тут не все просто. В прошлом году размер прибыли снизился в два раза, а уровень рентабельности уменьшился почти втрое. А ведь это предприятие в настоящее время реализует крупный и очень важный для жителей областного центра инвестиционный проект модернизации муниципальной системы водоснабжения. Он осуществляется на кредит Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и на собственные деньги, которые составляют примерно треть от полной стоимости проекта. Осуществляется успешно. В частности, и по этой причине Ярославль включен в почетный список ООНХабитат. На реконструкцию и модернизацию здесь ежегодно направляется до двухсот миллионов рублей, активно внедряются новое оборудование, средства телеметрического контроля, на протяжении последних лет не допускалось крупных аварийных отключений потребителей от водоснабжения и залповых сбросов неочищенных стоков.
Возможно, поэтому у некоторых высокопоставленных чиновников начало складываться излишне благостное представление о состоянии системы водоснабжения и водоотведения в областном центре. Им бы не стоило забывать, что износ основных фондов попрежнему остается очень высоким. Так, из всех существующих сетей водоснабжения и канализации стопроцентный износ имеют почти 43 процента трубопроводов и 46 процентов коллекторов. Образно говоря, почти под половиной территории города заложена мина замедленного действия, которая может сработать в любой момент. Вот почему, как говорится, хоть кровь из носа, а нужна модернизация системы муниципального водоснабжения.
Но чтобы ее успешно провести, надо вкладывать совсем немалые собственные средства в софинансирование совместного с ЕБРР проекта. Пример: на модернизацию насосных станций Северной водопроводной станции помимо 228,4 млн. рублей заемных ресурсов было направлено 55,3 млн. рублей денег предприятия. Таким образом, как вполне обосновано считают в его руководстве, урезание налоговых льгот не только ставит под вопрос погашение обязательств по кредиту, но и как следствие этого, делает проблематичным финансирование строительства водовода с Северной на Южную водопроводную станцию, который предназначен для стабилизации качества воды, поставляемой жителям Фрунзенского и Красноперекопского районов Ярославля.
Возможный при таком развитии событий срыв плановых расчетов с Европейским банком реконструкции и развития за уже взятую и использованную часть кредита может свести на нет успешно ведущиеся сейчас переговоры о снижении процентных выплат по текущему заимствованию и в целом сорвать дальнейшее сотрудничество с ЕБРР. Кстати, в январе 2003 года администрация области, мэрия Ярославля, «Ярославльводоканал» и Европейский банк по инициативе лондонских банкиров подписали соглашение, в соответствии с которым областная власть обязалась не допускать никаких действий (в том числе в сфере налогового и тарифного регулирования), которые могут отрицательно сказаться на платежеспособности предприятия в период возврата крупного валютного кредита, взятого на модернизацию ярославского водоснабжения. Господин Федоров прекрасно об этом осведомлен, но, похоже, предпочитает делать вид, что его это не касается.
«Александр Иванович, вы в своих публикациях не раз критиковали нас за различные упущения в работе. Любая критика неприятна, но когда она справедлива, то хоть и с болью, но воспринимается и идет на пользу, – написал мне после спорного решения льготной комиссии и. о. председателя профкома МУП «Ярославльводоканал» Алексей Чалов и попросил: – Ради блага жителей – потребителей услуг водоснабжения и водоотведения доведите до депутатов и чиновников нашу боль за судьбу предприятия, его коллектива и перспектив по обеспечению этих услуг в дальнейшем. Сейчас же, к глубокому сожалению, дело идет к тому, что народная мудрость характеризует кратко, но емко: что имеем, не храним – потерявши плачем!»
Время для того, чтобы вернуться к повторному обсуждению этой важной проблемы и принятию взвешенного решения, есть, до нового года еще далеко. Важно не упираться в замыленный взгляд, а проявить здравый смысл и ответственность. И тогда, уверен, удастся найти решение, устраивающее все стороны, и прежде всего население области.