суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 05 июня 2007

Каким воздухом мы дышим?

На первый взгляд в Ярославле – городе химии и крупных машиностроительных предприятий – в последние годы экологическая ситуация становится лучше. По крайней мере, жители областного центра и окрестных сел и поселков давно уже забыли про огненный факел со шлейфом черного дыма, который многие годы был визитной карточкой Ярославля и его нефтеперерабатывающего завода, забылись и «лисьи хвосты» над трубами литейных цехов «Автодизеля», и черная копоть с завода «Ярославский технический углерод».

автор Андрей СОЛЕНИКОВ

 

Как страшный сон, вспоминается прецедент конца восьмидесятых годов с судебным иском овощеводов к предприятиям Южного пром­узла. Тогда одним из залповых выбросов стекла теплиц пригородного хозяйства были окрашены густым слоем сажи, потерян урожай.

А как на самом деле, не с точки зрения обывателя, а по мнению специалистов, вооруженных точнейшими приборами, развивается экологическая ситуация в Ярославле и области? Каким воздухом мы сегодня дышим?

С экологической статистикой в последнее время – сущая беда. Четвертый год не издаются публиковавшиеся ранее ежегодно «Доклады о состоянии и охране окружающей среды Ярославской области». Федеральные и област­ные экологические службы вот уже 15 лет непрерывно реорганизуются. И хотя мониторинг состояния воздуха, воды и почвы не прерывался, система сбора и концентрации этой информации нарушена и до сих пор не восстановлена.

Последняя такая перестройка в строю радетелей окружающей среды случилась в конце прошлого года, когда значительная часть природоохранных функций, в том числе и контроля за атмосферными выбросами, была передана новому департаменту администрации области. Но из-за малого периода работы здесь пока не анализировались данные по выбросам малых предприятий, которые департаменту вменено контролировать. Вклад каждого из них в загрязнение среды ничтожен, но число самих предприятий постоянно растет, и нарушений природоохранного законодательства в этой сфере предостаточно. Эффективно, но выборочно, по результатам проверок и жалоб населения контролем за всевозможными ООО и ЧП занимается только Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура и прокуратуры в районах области.

За выбросами в атмосферу крупных загрязнителей бдит федеральный орган «Ростехнадзор».

– Мы в состоянии проанализировать ситуацию с загрязнением атмосферного воздуха только за 2005 – 2006 годы, – предупредил меня руководитель управления по технологическому и экологическому надзору «Ростехнадзора» (УТЭН) по Ярославской области Владимир Криворотов. – С 2005 года все крупные предприятия предоставляют нам данные своих лабораторий по стокам и выбросам в атмосферу, а мы периодически проводим проверки.

На первый взгляд, статистика дает нам благоприятные результаты. Идет снижение выбросов в атмосферу. Если в 2005 году суммарный их объем составлял 222 тысячи тонн, то в минувшем – 218 тысяч. Почти две трети загрязнений – от передвижных источников, в основном от транспорта. В 2005 году 129 тысяч тонн, в минувшем произошел рост до 144 тысяч тонн.

Эти цифры примерно пропорциональны росту числа транспортных средств.

Зато стационарные источники выбросов, благодаря экологическим мерам на предприятиях, снижают свой вклад в загрязнение воздуха. В 2005 году их доля была 93 тысячи тонн, в 2006 году – 73 тысячи тонн.

Конечно, это результат совершенствования технологий на наших предприятиях, работы экологических отделов и служб, внедрения новых методов очистки выбросов. Наш самый крупный загрязнитель «Славнефть–Ярославнефте­оргсинтез», благодаря внедрению глубокой переработки нефти за последние пять лет на 40 процентов уменьшил объем выбросов в атмосферу, «Автодизель» – за счет вывода литеек – на 20 процентов. Значительно уменьшили вредное влияние на воздух городов «Ярославский технический углерод», ЯШЗ, «Русские краски», в Рыбинске НПО «Сатурн», в Переславле «Славич». Все это хоть как­то компенсирует рост загрязнений от транспорта.

Увы, росту численности четырехколесных загрязнителей мы пока ничего не можем противопоставить, кроме разве что вывода наиболее мощных транспортных потоков за пределы городов и повышения экологичности двигателей, качества топлива. О том, что автомобильная отрава в воздухе становится основной, говорят и данные гидрометеорологов. Каждый день, кроме воскресенья, на пяти постах наблюдения берут пробы воздуха и делают сложнейшие его анализы более, чем по двадцати важнейшим загрязняющим веществам работники «Облгидромета».

– Если говорить о состоянии воздушной среды областного центра, – отвечает заместитель начальника этой службы Ольга Козлова, – то по многим загрязнителям анализы показывают действительное снижение их содержания в атмосфере города или стабильный уровень. Нет превышения содержания в воздухе тяжелых металлов (что было особенностью его состава еще 15 лет назад), стабильно снижается количество взвешенных веществ, проще говоря, дыма и пыли. В прошлом году по сравнению с 2005 годом снизилось содержание диоксида серы, что связано с сокращением сжигания сернистого топлива на котельных и ТЭЦ, с пуском на нефтеперерабатывающем комплексе установок утилизации серы, ликвидацией открытых прудов­накопителей с нефтешламами. Содержание в воздухе оксида углерода и сероводорода осталось на уровне 2005 года, рост в 1,1 раза наблюдается по сравнению с 2005 годом только по диоксиду азота.

По всем определяемым в воздухе города веществам, – отметила Ольга Анатольевна, – не наблюдается превышения среднегодовыми концен­трациями санитарных норм. Кроме одного очень опасного вещества – бензпирена. Это канцероген, способствующий развитию онкологических заболеваний. На протяжении пяти лет, несмотря на принимаемые меры, его содержание в атмосфере Ярославля в 2,6 – 3,5 раза превышает допустимые концентрации. Источники его выбросов – нефтепереработка, автозаправочные станции, число которых стремительно растет и, самое главное, рост выхлопов от транспортных средств.

Недавно ростом онкологических заболеваний в Ярославле обеспокоились депутаты областной Думы. Первое, что приходит на ум – не виновен ли в этом пресловутый бензпирен? Но транспортные потоки в Ярославле не сравнить с московскими, а в столице уровень распространения «заболевания века» ниже, чем у нас. Это может быть результатом целого комплекса факторов, утверждают экологи и медики: выбросы в атмосферу, состав питьевой воды, особенности питания способны вызвать однонаправленное действие. Вопрос требует изучения.

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают