Как страшный сон, вспоминается прецедент конца восьмидесятых годов с судебным иском овощеводов к предприятиям Южного промузла. Тогда одним из залповых выбросов стекла теплиц пригородного хозяйства были окрашены густым слоем сажи, потерян урожай.
А как на самом деле, не с точки зрения обывателя, а по мнению специалистов, вооруженных точнейшими приборами, развивается экологическая ситуация в Ярославле и области? Каким воздухом мы сегодня дышим?
С экологической статистикой в последнее время – сущая беда. Четвертый год не издаются публиковавшиеся ранее ежегодно «Доклады о состоянии и охране окружающей среды Ярославской области». Федеральные и областные экологические службы вот уже 15 лет непрерывно реорганизуются. И хотя мониторинг состояния воздуха, воды и почвы не прерывался, система сбора и концентрации этой информации нарушена и до сих пор не восстановлена.
Последняя такая перестройка в строю радетелей окружающей среды случилась в конце прошлого года, когда значительная часть природоохранных функций, в том числе и контроля за атмосферными выбросами, была передана новому департаменту администрации области. Но из-за малого периода работы здесь пока не анализировались данные по выбросам малых предприятий, которые департаменту вменено контролировать. Вклад каждого из них в загрязнение среды ничтожен, но число самих предприятий постоянно растет, и нарушений природоохранного законодательства в этой сфере предостаточно. Эффективно, но выборочно, по результатам проверок и жалоб населения контролем за всевозможными ООО и ЧП занимается только Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура и прокуратуры в районах области.
За выбросами в атмосферу крупных загрязнителей бдит федеральный орган «Ростехнадзор».
– Мы в состоянии проанализировать ситуацию с загрязнением атмосферного воздуха только за 2005 – 2006 годы, – предупредил меня руководитель управления по технологическому и экологическому надзору «Ростехнадзора» (УТЭН) по Ярославской области Владимир Криворотов. – С 2005 года все крупные предприятия предоставляют нам данные своих лабораторий по стокам и выбросам в атмосферу, а мы периодически проводим проверки.
На первый взгляд, статистика дает нам благоприятные результаты. Идет снижение выбросов в атмосферу. Если в 2005 году суммарный их объем составлял 222 тысячи тонн, то в минувшем – 218 тысяч. Почти две трети загрязнений – от передвижных источников, в основном от транспорта. В 2005 году 129 тысяч тонн, в минувшем произошел рост до 144 тысяч тонн.
Эти цифры примерно пропорциональны росту числа транспортных средств.
Зато стационарные источники выбросов, благодаря экологическим мерам на предприятиях, снижают свой вклад в загрязнение воздуха. В 2005 году их доля была 93 тысячи тонн, в 2006 году – 73 тысячи тонн.
Конечно, это результат совершенствования технологий на наших предприятиях, работы экологических отделов и служб, внедрения новых методов очистки выбросов. Наш самый крупный загрязнитель «Славнефть–Ярославнефтеоргсинтез», благодаря внедрению глубокой переработки нефти за последние пять лет на 40 процентов уменьшил объем выбросов в атмосферу, «Автодизель» – за счет вывода литеек – на 20 процентов. Значительно уменьшили вредное влияние на воздух городов «Ярославский технический углерод», ЯШЗ, «Русские краски», в Рыбинске НПО «Сатурн», в Переславле «Славич». Все это хоть както компенсирует рост загрязнений от транспорта.
Увы, росту численности четырехколесных загрязнителей мы пока ничего не можем противопоставить, кроме разве что вывода наиболее мощных транспортных потоков за пределы городов и повышения экологичности двигателей, качества топлива. О том, что автомобильная отрава в воздухе становится основной, говорят и данные гидрометеорологов. Каждый день, кроме воскресенья, на пяти постах наблюдения берут пробы воздуха и делают сложнейшие его анализы более, чем по двадцати важнейшим загрязняющим веществам работники «Облгидромета».
– Если говорить о состоянии воздушной среды областного центра, – отвечает заместитель начальника этой службы Ольга Козлова, – то по многим загрязнителям анализы показывают действительное снижение их содержания в атмосфере города или стабильный уровень. Нет превышения содержания в воздухе тяжелых металлов (что было особенностью его состава еще 15 лет назад), стабильно снижается количество взвешенных веществ, проще говоря, дыма и пыли. В прошлом году по сравнению с 2005 годом снизилось содержание диоксида серы, что связано с сокращением сжигания сернистого топлива на котельных и ТЭЦ, с пуском на нефтеперерабатывающем комплексе установок утилизации серы, ликвидацией открытых прудовнакопителей с нефтешламами. Содержание в воздухе оксида углерода и сероводорода осталось на уровне 2005 года, рост в 1,1 раза наблюдается по сравнению с 2005 годом только по диоксиду азота.
По всем определяемым в воздухе города веществам, – отметила Ольга Анатольевна, – не наблюдается превышения среднегодовыми концентрациями санитарных норм. Кроме одного очень опасного вещества – бензпирена. Это канцероген, способствующий развитию онкологических заболеваний. На протяжении пяти лет, несмотря на принимаемые меры, его содержание в атмосфере Ярославля в 2,6 – 3,5 раза превышает допустимые концентрации. Источники его выбросов – нефтепереработка, автозаправочные станции, число которых стремительно растет и, самое главное, рост выхлопов от транспортных средств.
Недавно ростом онкологических заболеваний в Ярославле обеспокоились депутаты областной Думы. Первое, что приходит на ум – не виновен ли в этом пресловутый бензпирен? Но транспортные потоки в Ярославле не сравнить с московскими, а в столице уровень распространения «заболевания века» ниже, чем у нас. Это может быть результатом целого комплекса факторов, утверждают экологи и медики: выбросы в атмосферу, состав питьевой воды, особенности питания способны вызвать однонаправленное действие. Вопрос требует изучения.