Вниманию участников конференции были представлены образцы контейнеров для раздельного сбора мусора, а также для накопления и временного хранения люминесцентных ламп. Их представили предприниматели из Каменников Рыбинского района. Совсем недавно они начали выпускать лёгкие передвижные контейнеры эстетичного вида и компактные антивандальные ёмкости – ящики для люминесцентных ламп и бытовых термометров, батареек и аккумуляторов до 96 литров объёмом. Всё это уже производится! И если слышатся жалобы от населения, что некуда девать термометры или экономичные лампы, то пенять можно только на местную власть, которая не сподобилась приобрести нужную ёмкость.
Начальник отдела охраны окружающей среды Рыбинской районной администрации Владимир Конов рассказал, как создавали систему сбора ТБО у населения в Рыбинском районе, как с нуля, собственными силами, с участием местных предпринимателей разрабатывали эти самые ёмкости для раздельного сбора отходов.
С тех пор создано и зарегистрировано предприятие по производству контейнеров, создан передвижной пресс, чтобы прессовать мусор прямо на месте сбора.
Сортировочные мобильные комплексы, контейнеры и опрокидыватели контейнеров, перфораторы (измельчители) пластиковых бутылок и прессы представило и предприятие из Курска. Всё это также на потоке. Курские производители готовы поставлять, к примеру, сортировочные комплексы с разной мощностью переработки: от двенадцати до пятидесяти тысяч тонн в год. Потребляемая мощность – 25,5 кВт. А перфораторы способны перемалывать пластиковую тару с производительностью более тонны в час. Мощность двигателя – полтора киловатта.
Как использовать далее полученное вторсырьё? Владимир Киселенко из Екатеринбурга рассказал о практике своего предприятия (ООО «Урал-СОТ»), где также изготавливают сортировочные комплексы для ТБО. Хотя начал он с неожиданного признания:
– Все знают: ни одна сортировочная линия не рентабельна, но альтернативы нет.
В городе Берёзовском Свердловской области производят подобные линии и поставляют в африканские страны. Понравились они, по словам Владимира Киселенко, и в Казахстане: там линии мощностью в две тысячи кубометров в сутки устанавливают на всех полигонах для сортировки и переработки отходов.
Интересные идеи возникают в процессе работы с полимерами, которые уже не поддаются переработке, а их в общем объёме отходов органического происхождения 27 процентов. Куда их девать? Полимерно-песочную смесь используют для изготовления шпал, которые нужны в горняцком деле, бордюров, накладок на рельсы для проезда машин… Словом, есть разные идеи. Например, если вместо песка использовать резину от старых покрышек? К сожалению, всё это требует огромных затрат электроэнергии.
В этом месте Владимир Киселенко хитро улыбнулся:
– Мы придумали другое...
И не поделился секретом, заинтриговав и поставив точку в своём выступлении. Что ж, подобные идеи стоят слишком дорого, чтобы делиться ими просто так.
Владимир Викторович вообще очень интригующий человек. Заглянув на сайты уральских газет, можно узнать и о его тяжбе с коммунальщиками из-за расценок за размещение отходов на полигоне предприятия. Их завышают, по мнению коммунальщиков, в два раза, а они – голь на выдумки хитра – прессуют мусор, уменьшая его объём, зато вес сохраняется прежний... Что ж, какое «мусорное» дело бывает без скандала!
Выслушали на конференции выступление советника по экологии Вятской торгово-промышленной палаты Виталия Пересторонина. Интересные факты! При почти таком же населении, что и в Ярославской области (1,4 млн. человек), но гораздо большей площади – 120,4 тыс. кв. км, здесь образуется 4,853 млн. тонн отходов. Из них 2,5 млн. тонн – отходы животноводства. Все они размещаются на семнадцати полигонах ТБО и в 799 местах размещения отходов. Виталий Павлович назвал их деликатно: «места»... «Места» – это в просторечии, а по-русски – свалки. У нас таких, к слову, не меньше. В регионе разработана областная целевая программа обращения с ТБО на 2012 – 2017 годы «стоимостью» 1,87 млрд. рублей, из них 208 млн. рублей бюджетных.
Любопытные и полезные факты мы узнали о работе общественного совета, который работает при Тульской торгово-промышленной палате. В условиях небольшого числа инспекторов Росприроднадзора и Министерства природных ресурсов и экологии здесь за соблюдением природоохранного законодательства помогают следить общественники. У них даже есть своя газета. Общественный совет проводит акции. Например, летом совместно с местными жителями провели акцию «Чистые берега и причалы» по уборке мусора. Совет продвигает проекты по раздельному сбору мусора и утилизации медицинских отходов. Очень прогрессивная структура!
Между прочим, в кулуарах конференции один из специалистов привёл такой факт: в Европе не хватает сырья и тамошние предприниматели даже закупают у нас вторсырьё, то бишь отходы, причём недёшево: по 1,5 тысячи евро за тонну!
Это очень интересно, потому как столица наша, город Москва, каждый год «производит» немыслимый объём ТБО. И это стало огромной проблемой. Но, как явствует из выступления директора ЗАО «Костромской промышленно-экологический комплекс» Оксаны Вороновой, решение проблемы, кажется, найдено. Московские отходы собираются везти в Костромскую область на переработку. Транзитом через Ярославль!
Предприятие, с в общем-то природолюбивым названием готово прихватить и ярославские отходы. Действует оно по согласованию с областной властью. Получило «добро» на совете по инвестициям при губернаторе Костромской области. Им выделили уже бывшие ракетные площадки Минобороны. Сейчас оформляют земельный участок. Здесь планируют создать промышленный экопарк по утилизации и переработке отходов. Оксана Воронова считает, что очень важно, как изменится тариф для населения:
– Мы закладываем тариф с учётом сортировки ТБО и рекультивации земли. Если сейчас он составляет 1,8 процента от платы за ЖКУ, то потом составит 2,7 процента.
В перспективе – формирование Верхневолжского экологического кластера. За счёт средств инвестора плюс заёмные. На основе кластера оживает Волга, и другой итог: получаем обоюдную выгоду и землю, приятную для жизни.
Неожиданная информация. А для председателя комитета экологического нормирования департамента охраны окружающей среды Ярославской области Анатолия Дунаева она, очевидно, стала откровением. Он не сдержал своего удивления:
– Для нас неожиданно, что Ярославль станет транзитным пунктом транспортировки отходов из Москвы. Мы категорически против, чтобы московские отходы оказались в Ярославской области.
И поинтересовался у Вороновой: не опасаются ли они бури негодования со стороны костромичей по поводу размещения московских отходов?
Нет, заверила Оксана Владимировна:
– Мы не говорим о том, что повезём мусор в Кострому. Иначе нас растерзают! «Мусорный поезд» будет доставлять из Москвы вторичные ресурсы, а не отходы. Возможно, также из Иванова и Владимира...
Докладчику аплодировали. Ну а нам, как ближайшим соседям, можно лишь призадуматься. Что это за ракетные площадки? Уж не те ли это шахтно-пусковые комплексы, рассеянные по земле Костромской? Помнится, в Костромском районе ракетные шахты использовали по согласованию с Госбанком для захоронения денег советского образца. Тогда известный костромской эколог-гидрогеолог Валентина Ямщикова оказалась в опале из-за того, что высказывала опасения: не попадут ли токсичные продукты разложения купюр в подземные, грунтовые воды?
И что это будет за «мусорный поезд»? Если речь о железнодорожных перевозках, то доставка отходов железной дорогой сделает переработку золотой. А если будут возить большегрузами? Не сыграет ли роль человеческий фактор: чего тащиться в Кострому, такое длинное плечо от Москвы, когда от Переславля до Некрасовского столько лесов, полей и прочего? Взял да сгрузил отходы в придорожном лесу... Как это, к примеру, делали рыбинские водители мусоровозов до недавнего времени, схваченные за руку полицейскими в ходе ноябрьской проверки. Ребята вываливали не единожды по двадцать кубометров отходов прямо на обочине, чуть ли не в черте города...
Научная конференция – торжество идей, планов и голубых перспектив. И это при том, что говорим мы, увы, во многих смыслах – на «грязную» тему. И хотелось, чтобы «теоретики» были честны в исполнении своих обещаний и почаще спускались на землю, к людям и их интересам. Ведь практика показывает: хотим-то мы как лучше, а получается как всегда.