Торговля и услуги
В 2011 г. населению области через торгующие организации, индивидуальных предпринимателей, а также розничные рынки было реализовано товаров на 126 млрд. рублей. В среднем каждый житель области в 2011 г. приобрёл товаров на 99 тыс. рублей, в том числе пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий – на 48 тыс. рублей, из них алкогольных напитков и пива – на 8 тыс. рублей. В целом объём продаж товаров против уровня 2010 г. вырос на 10 процентов.
Оборот общественного питания составил 6 млрд. рублей и снизился по сравнению с 2010 г. на 11 процентов.
Оптовыми организациями было продано на оптовом рынке продукции (товаров) на 148 млрд. рублей, что больше уровня 2010 г. на 24 процента
В 2011 г., по предварительным данным, организациями и частными предпринимателями оказано населению области платных услуг на сумму 37 млрд. рублей, в том числе бытовых услуг – на сумму 2 млрд. рублей.
В сопоставимых ценах объём платных услуг населению увеличился на 0,3 процента по сравнению с 2010 г., а бытовых – уменьшился на 26 процентов.
В общем объёме платных услуг населению доля услуг, оказанных организациями, составила 85 процентов, предпринимателями – 15 процентов.
В структуре объёма платных услуг населению основная часть (74 процента) приходилась на услуги, оплата которых имеет первостепенное и обязательное значение, в том числе на жилищные и коммунальные услуги – 38 процентов, на транспортные услуги – 19, на услуги связи – 17 процентов.
Финансы
По оперативным данным, организациями области (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) за 2011 г. получен положительный сальдированный финансовый результат в сумме 9,3 млрд. рублей. За 2010 г. этот показатель составил 7,7 млрд. рублей прибыли.
В 2011 г. прибыль в сумме 18,1 млрд. рублей получили 65 процентов организаций области. Наибольшие суммы прибыли получены организациями обрабатывающих производств – 9,6 млрд. рублей (53 процента всей суммы прибыли по области), оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 2,8 млрд. рублей (16 процентов), транспорта и связи – 1,4 млрд. рублей (8 процентов).
С убытками в сумме 8,8 млрд. рублей завершили 2011 г. 35 процентов всех организаций области. Из общего числа убыточных организаций 24 процента – это организации обрабатывающих производств, их убыток составил 3,2 млрд. рублей, или 36 процентов всей суммы убытков по области.
На конец 2011 г. 30 процентов всех организаций области имели просроченную кредиторскую задолженность в сумме 12,6 млрд. рублей, 64 процента которой – это задолженность поставщикам, 12 процентов – по платежам в бюджет и 7 процентов – во внебюджетные фонды. В структуре просроченной кредиторской задолженности наиболее значительный объём занимают долги организаций обрабатывающих производств – 46 процентов.
Просроченную дебиторскую задолженность в сумме 20,6 млрд. рублей имели 39 процентов организаций, из которой долги покупателей составили 11,6 млрд. рублей (56 процентов). В структуре просроченной дебиторской задолженности наиболее значительный объём занимают долги организациям, осуществляющим деятельность в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – более 50 процентов.
Инвестиции
На создание и развитие основного капитала в экономике области в 2011 г. использовано 70 млрд. рублей – 91 процент к уровню 2010 г. Из всего объёма инвестиций в основной капитал 47 процентов было направлено на возведение зданий (кроме жилых) и сооружений, 41 – на приобретение машин, оборудования, транспортных средств и их монтаж на месте эксплуатации, 11 процентов – на строительство жилья.
От иностранных инвесторов поступило 57 млн. долларов США – на 10 процентов меньше, чем в 2010 г. Наибольший объём иностранных инвестиций (61 процент) направлен в организации промышленных видов деятельности.
Потребительские цены
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, в 2011 г. составил по области 106,0 процента против 110,5 процента в 2010 г.
Подорожали платные услуги населению на 11 процентов. Более всего увеличились цены на услуги правового характера – в 1,4 раза, ритуальные услуги и услуги в сфере зарубежного туризма – в 1,3, телеграфная связь, проводное вещание, услуги бань и дошкольного воспитания – в 1,2 раза, проезд в пригородных поездах, почтовая связь, услуги физкультуры и спорта, абонементная плата за городской телефон и медицинские услуги – более чем на 10 процентов.
Жилищно-коммунальные услуги подорожали за 2011 г. на 13 процентов. Снизились тарифы на услуги Интернета – на 14 процентов.
Прирост цен по непродовольственным товарам составил за год 8 процентов. Опережающими темпами росли цены на цемент – на 34 процента, ткани хлопчатобумажные – на 31, табачные изделия – на 23, ювелирные изделия, меха и меховые изделия – на 21, стеклянную и фарфорофаянсовую посуду – на 18, бельё постельное – на 16 процентов. Цены на нефтепродукты выросли в среднем на 14 процентов. Снижение цен отмечено на телерадиотовары, персональные компьютеры и телефонные аппараты сотовой связи.
Цены на продовольственные товары выросли на 2 процента. Наряду с существенным удорожанием цен на мясо и рыбопродукты, масло, молочную продукцию, хлеб и кондитерские изделия (от 5 до 15 процентов), почти на треть снизились цены на крупы и сахар и в 2 раза – на плодоовощную продукцию.