суббота 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 28 декабря 2011

Илья Фёдоров: Superjet, ПАК ФА – два новых российских самолёта, в создании которых участвует «Сатурн». И мы этим гордимся

Об итогах 2011 года для одного из крупнейших предприятий области рассказал на своей пресс-конференции управляющий директор ОАО «НПО «Сатурн», председатель Ярославского регионального отделения Союза машиностроителей России Илья Фёдоров.

 

автор Марина МОРОЗОВА

 

По признанию Ильи Николаевича, уходящий год для «Сатурна» был и тяжёлый, и лёгкий. Тяжёлый – потому что это год колоссальных преобразований, нелёгкого, но успешного освоения серийного авиадвигателя SaM146. В 2011-м подписаны два серьёзных контракта суммарно на миллиард долларов, благодаря которым предприятие обеспечило загрузку на ближайшие четыре года. Весьма успешным для «Сатурна» был МАКС-2011. Многие двигатели, представленные на стенде Оборонпрома, разработаны и произведены на «Сатурне». Порадовали фантастические полёты Су-35 и первый публичный взлёт Т-50 – на обеих машинах стоят двигатели разработки НПО «Сатурн», производство – совместно с
УМПО. Успешно прошёл самый «тихий» полёт нового отечественного самолёта Sukhoi Superjet100 с двигателями SaM146 совместной разработки и производства компаний «Сатурн» и «Снекма». В ходе авиасалона подписан контракт по обслуживанию SaM146, получен сертификат на право ремонта этого двигателя. «Сатурн» провёл большое количество переговоров со смежными компаниями-поставщиками.

В чём ещё несомненный успех?

– Мы выросли по объёмам производства процентов на двадцать. Резко снизили кредиторскую задолженность – с 24,7 миллиарда рублей в прошлом году до 9,2 миллиарда уже к середине 2011-го. Продаём непрофильные активы, в частности, завод «Сатурн – Газовые турбины». Без социальных взрывов оптимизируем кадровый состав предприятия. Всё это даёт весьма ощутимый эффект, – итожит управляющий директор.

Ещё в ноябре «Сатурн» выполнил государственный оборонный заказ по поставкам двигателя Д30 КП2 для самолётов Ил-76, заправщика
Ил-78. В следующем году их производство значительно вырастет. Полностью обеспечено выполнение гособоронзаказа и по ракетной тематике – это ракеты для корпорации «Тактическое ракетное вооружение» и дубненской «Радуги».

Что хотелось бы улучшить? Мы немного задерживаемся с освоением SaM146 и балансируем на уровне безубыточности, потому что любая новая продукция убыточна, особенно коммерческая. А SaM146 – это коммерческий двигатель. Но надо признать, что в этом году мы нешибко задерживаем самолётчиков, а уже в следующем году просто обязаны идти впереди. Я думаю, к марту мы добьёмся того, что число новых двигателей будет на два больше, чем самолётов.

На следующий год задачи перед «Сатурном», как выразился Илья Фёдоров, поставлены просто огромные:

– Предстоит прирасти в объёмах производства на 30 – 35 процентов. Серьёзные вложения будут сделаны в переоснащении производства, под расширение серийного освоения двигателя SaM146 и под освоение изделий по двум контрактам: двигателя Д30КП2 и «десятки» – десятимегаватной энергетической установки. Поэтому на прибыль в следующем году точно не рассчитываем. Это нормально и даже правильно. А вот с 2013 – 2014 годов мы будем расти ещё больше, на 2014 год уже подписан контракт более чем на 20 миллиардов рублей. Для его выполнения мы уже начали набирать кадры по рабочим специальностям. По-прежнему будем сокращать управленческий аппарат. У нас большие задачи по гособоронзаказу, предстоит очень серьёзное увеличение производства двигателей для крылатых ракет, которые пойдут, в том числе, и на экспорт, большой рост заказов на работу нашего конструкторского бюро.

Сегодня рыбинское КБ является крупнейшим в рамках ОДК, поэтому наши конструкторы задействованы во всех значимых проектах корпорации: это и создание двигателя ПД-14, и работы по двигателю для истребителя пятого поколения.

На «Сатурне» предстоят и серьёзные структурные преобразования.

Какова перспектива в производстве двигателей SaM146 и их модификаций на несколько ближайших лет?

– В планах уже через год их количество должно приблизиться к сотне. Но для того, чтобы двигатель на самом деле стал рентабельным, нужно производить их не 150, а 300 – 400 в год, а то и все 600.

Когда мы говорим о SaM146, нужно говорить о том, что есть совместная команда «Сатурн» и «Снекма». Мы здесь имеем совместные планы, которые очень чётко и строго выполняются. Мы должны по требованию заказчика – компании «Сухой» повысить тягу двигателя на 5 процентов и уменьшить его вес. Это всё прописано в контрактных обязатель­ствах. В следующем году будут выпущены два «Суперджета» удлинённой версии – так называемой Long Rage с 95 пассажирскими креслами, для них мы должны поставить соответственно 4 двигателя такой конфигурации. Работа идёт, и в конце следующего года этот самолёт, я думаю, мы увидим.

Вы, наверняка, следите за тем, как летают новые «Суперджеты», как работают на них сатурновские двигатели…

– Летают уже четыре «Суперджета» с сатурновскими двигателями: три – в Аэрофлоте и один – в Армавиа. До конца года встанут на крыло ещё два самолёта. Наши двигатели работают хорошо. Безотказность – 99,6 из 100, то есть на уровне двигателей CFM-56, которые выпускает Snecma и General Electric. И это радует. Есть ли какие-то недостатки? Нет! Если самолёт летит, значит, с двигателями всё в порядке. Никаких отказов в воздухе нет вообще. На земле на испытаниях ещё пока случаются, и это нормально на первом этапе эксплуатации... Мне самому летать на «Суперджете» пока не довелось, но, к примеру, мой коллега Евгений Марчуков, генеральный конструктор «Люльки», уже летал. Нравится, что в салоне тихо, уровень комфортности такой же, как на серии Airbus 320 или Boeing 737. «Суперджеты» с пассажирами на борту с нашими двигателями налетали на сегодня более 6000 тысяч часов. Вот мы с вами говорим сейчас, а они летают по всему миру.

А по расходу топлива SaM146 конкурирует с иностранцами?

– По удельному расходу топлива он официально превосходит двигатели GE и Д436. То есть у нашего двигателя расход меньше. По-другому и быть не может – если самолёт делается позже, он обязательно будет лучше! Экономичность двигателя – важная его характеристика, но не главная. Расход топлива ведь во многом зависит и от умелых дей­ствий лётчика. Самое главное – это межрегламентный период, или количество циклов до ремонта. У нашего двигателя 16 тысяч циклов до ремонта, будет – 20 тысяч, и в этом мы выигрываем. У двигателей наших конкурентов – изрядно меньше! Вот что главное, вот что самое интересное, потому что это уже экономика компании.

Одно из очень ответ­ственных производств – инструментальный завод
«СатИЗ» – вы сделали дочерним предприятием...

– ЗАО «Сатурн – Инструментальный завод» (СатИЗ) определён центром производственных компетенций ОДК по технологической подготовке производства, что называется под ключ. Завод призван реализовать задачи по импортозамещению для всех предприятий ОДК, значительно снизить расходы на подготовку производства, а, значит, и себестоимость изделий. И как краеугольный камень в этом, как бриллиант – это инструментальное производство, идеологом которого является Владимир Николаевич Крылов, уникальный творческий инженер, который очень далеко смотрит в обработке металлов.

Мы пошли по пути создания дочернего предприятия – ЗАО. Почему? Потому что во главе угла должно стоять получение прибыли и зарабатывание денег. И им это успешно удаётся. Они очень хорошо интегрированы в «Сатурн» и одновременно достаточно автономны. Но мы их всячески поддерживаем. СатИЗ сумел консолидировать практически все предприятия ОДК. И не волевыми методами заставляет уважать себя, как это многие делают в подобных организациях, а именно делом убеждает, что с СатИЗом работать гораздо лучше и выгоднее.

Вы сдвинули такую гору, как проект SaM146. А каким будет следующий, столь же масштабный проект
«Сатурна». И есть ли в ваших планах участие в создании экранопланов?

– Экраноплан – это мечта, конечно. Я достаточно давно и глубоко в этой теме, и моё твёрдое убеждение, что это очень большая перспектива для Российского государства – и в оборонной отрасли, и в бизнесе. Это весьма экономичная быстролетающая машина, у которой плюсов больше, чем минусов. Мы бы очень хотели делать двигатели для экрано­планов, и они у нас есть. В компании «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде есть ряд достаточно хороших проектов – несколько модификаций летающих кораблей. Гениальный конструктор экранопланов Ростислав Алексеев, как известно, там работал. Идея очень хороша, но для этого нужно государственное финансирование. Насколько я знаю, каких-то серьёзных государ­ственных денег там нет. И тем не менее мы подписали генеральное соглашение с руководством компании о том, что мы всё для этого проекта сделаем, если будут средства. Но, к сожалению, создание российского экраноплана государством пока не востребовано. Мне видится, что сохранив все авиационные программы, всё больше нужно заниматься наземной тематикой в рамках энергодивизиона ОДК.

Насколько сегодня
«Сатурн» является градообразующим предприятием, и каков его вклад в формирование бюджета города?

– Поскольку «Сатурн» пока не имеет чистой прибыли, налоговые платежи формируются за счёт подоходного налога. Ежемесячно предприятие выплачивает по НДФЛ 250 миллионов рублей. А вообще «Сатурн» – не только градообразующее, но и «областеобразующее» предприятие, причём оно влияет и на экономику государства. По инновациям мы весьма значимое предприятие в Российской Федерации. Всё больше и больше начинают понимать у нас в стране, и президент об этом говорил, что роль инженера и его влияние на политику государства должно возрастать. В том числе и инженеров, работающих на «Сатурне». И оно будет возрастать. В России осталось не так много того, чем можно гордиться в авиапромышленности. Superjet, ПАК ФА – вот два новых российских самолёта, в создании которых участвует «Сатурн». И мы этим гордимся. Всё остальное было создано в советское время.

Как «Сатурн» участвовал в прошедших выборах, и поддержит ли предприятие на предстоящих президентских выборах кандидатуру Владимира Путина?

– Я один из немногих в отрасли, кто с Владимиром Владимировичем Путиным беседовал не раз. И уверяю вас, это очень достойный и чрезвычайно компетентный человек. Реально не вижу никого, кто мог бы что-то ему противопоставить. Я старался всю жизнь быть вне политики, но не смог, сейчас я член партии «Единая Россия».

Почему? Потому что
«Сатурн» – социально ориентированная государственная компания. Сам по себе проект огосударствления «Сатурна» – детище Владимира Владимировича, и как ему после этого всего не поддерживать «Сатурн»? Практически вся наша боевая авиация летает на двигателях разработки «Сатурна». Единственный за последние
20 лет новый отечественный пассажирский самолёт оснащён нашими двигателями.

Премьер побывал на стенде «Оборонпрома» во время работы «МАКСа-2011», в реальном времени общался с работниками «Сатурна» и отметил позитивные изменения на предприятии. Так что Путина мы всегда поддержим, как когда-то он очень серьёзно поддер­жал наш завод.

По итогам прошедших думских выборов те участки, где голосовали работники завода, показали достаточно хороший результат для «Единой России». Кстати, на «Сатурне» работает полторы тысячи человек, которые являются единороссами. А вообще мы прагматики и готовы на любой альянс с тем, кто предложит предприятию конкретную работу.

Хотелось бы услышать вашу позицию по Макдональдсу. На чём вырос этот конфликт? И чего вы ожидаете в итоге от разбиратель­ства?

– Сразу уточню: наша компания не выступала против строительства Макдональдса, это было бы довольно странно. Известно, что наличие этого бренда в любом российском городе говорит о его определённом успехе. «Сатурн» выступает не против Макдональдса, а за интересы своих сотрудников, которые в данном случае ущемляются. Площадка, отведённая под кафе, ранее предназначалась для корпоративной автостоянки. Нарушения здесь обнаружили представители УФАС, они же обратились в Арбитражный суд Ярославской области, который вынес определение приостановить строительство. Речи о сносе построенного здания нет. Мы рассчитываем на конструктивные переговоры, и тот, кто подобное нарушение допустил, должен предоставить нам соответствующее место для стоянки автомобилей. Моё личное мнение относительно всей ситуации совпадает с мнением моих коллег да и жителей города: строить Макдональдс надо было на противоположной стороне улицы, через дорогу. Даже с экономической точки зрения, считаю, это было бы более оправданно.

Кстати, «Сатурн» во все времена отличался приверженностью его работников спорту, худощавостью, здоровым образом жизни. При этом широко известно – тот, кто постоянно ест гамбургеры, имеет проблемы со здоровьем. Опять же это моё личное мнение.

Вы говорите о сокращении персонала и вместе с тем набираете работников под новые контракты…

– Мы уже приняли на работу 150 человек и будем набирать ещё 250, в основном по рабочим специальностям. К сожалению, рынок труда сегодня таков, что набираем всех и обучаем в течение 4 – 5 месяцев на третий разряд. На спецпрограммы по SaM146 создаём специальную группу операторов, которые будут получать повышенную стипендию в 10 тысяч рублей на время обучения. И каждого закрепляем за конкретным рабочим местом, у каждого – свой опытный наставник. Чтобы приходил в производство высоко­квалифицированный персонал, зарплата у рабочего должна быть не менее 30 тысяч. Мы пока обеспечиваем среднюю зар­плату в 24 тысячи рублей (средняя по ОДК – 25 тысяч рублей).

Средний возраст сотрудников предприятия – 43,5 года. На «Сатурне» работают 2,5 тысячи молодых специалистов – ИТР, конструкторы, мастера до 34 лет. Многие из них уже играют основные роли в нашей компании. В ближайшие лет пять они сменят нас, пятидесятилетних, однозначно. К этому мы стремимся, осознанно их растим в соответствии с кадровой политикой ОДК по формированию кадрового резерва.

***

В марте этого года Илья Фёдоров возглавил Ярослав­ское региональное отделение Союза машиностроителей. На тот момент Ярославское региональное отделение занимало 52 место из 64. И всего за полгода Ярославский Союзмаш вошёл в стабильную десятку лучших региональных отделений страны. В числе многих критериев оценки – эффективная политика привлечения в производство молодых кадров.

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва Андрей Кокошин выразил благодарность и глубокую признательность управляющему директору ОАО «НПО
«Сатурн» Илье Фёдорову за совместную работу по развитию экономики Ярославской области. «Высоко ценю ваш профессионализм, ответственность, преданность делу. Готов и в дальнейшем по мере сил и возможностей помогать возглавляемому вами предприятию и другим предприятиям области. Желаю вам и членам коллектива вашего предприятия дальнейших успехов в работе, стабильного, уверенного развития предприятия на благо Ярославской области, всей России».

 

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают