Трудовые будни 2011-го года начались с приятных сообщений. Один из лидеров лесной промышленности, Любимский лесокомбинат первым в Ярославской области получил сертификат устойчивого лесоуправления, что означает: производство экологичное, охрана труда на высоком уровне, вовремя выплачиваемая зарплата.
Другое не менее радостное известие пришло из дальних краёв: российские участники ралли «Дакар» на «КамАЗах» с ярославскими двигателями стали победителями гонки в Аргентине.
А в Гаврилов-Яме в это время открылась первая выставка достижений местных предпринимателей. Повод – стартовала трёхлетняя программа поддержки малого и среднего бизнеса, разработанная в рамках комплексной инвестиционной программы (КИП) развития моногорода. Благодаря этой поддержке планируется создать две тысячи рабочих мест. Здесь работа идёт по нескольким фронтам: практически готова новая котельная на территории Гаврилов-Ямского льнозавода, там же ведётся строительство корпуса технопарка, реконструируется коммунальная инфраструктура – водозаборные и канализационные сооружения.
По своему КИПу сверяют часы и руководители предприятий монопрофильного Тутаева, участники программы. Здесь также перемены: расстался с лишними площадями моторный завод, и теперь там технопарк «Мастер», где планируют разместить до сорока резидентов. Среди них – фирма «Сааргуми Групп». Рядом с заводом начато строительство новой котельной с парогазовой установкой. Подобную установку, но более мощную, построят и на базе Тенинской котельной недалеко от Ярославля. С помощью китайских партнёров – фирмы «Хуадянь».
А в посёлке Октябрьский Рыбинского района уже работает модульная автоматическая газовая котельная. Это стало возможным в ходе реализации областной программы модернизации и реформирования ЖКХ.
Продолжая тему энергетики, нужно отметить: в феврале в Рыбинске, на площадях ОАО «Сатурн – Газовые турбины», открыт новый цех по сборке газопоршневых энергоустановок небольшой мощности для выработки тепловой и электрической энергии. Задача: производить 50-70 агрегатов в год. Создаётся сотня рабочих мест. А в начале декабря по итогам Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» отмечается продукция предприятия – ГТЭС-2,5, газотурбинная теплоэлектростанция.
Также в начале года «Лидером качества» за стабильное производство высококачественной продукции признан флагман ярославской перерабатывающей промышленности ОАО «Славнефть-ЯНОС», который получил специальный приз в Москве в числе шести российских производителей.
Продуктивным оказался минувший год для НПО «Сатурн». В начале года предприятие получает свидетельство от межгосударственного авиационного комитета об одобрении производства двигателя SaM-146. Сделан большой шаг к серийному выпуску современного двигателя для гражданских самолётов авиации средней дальности. И уже в мае согласован график поставки двигателей.
На пути к поставленным целям и ярославские моторостроители: в Заволжском районе Ярославля в сентябре началась сборка средних рядных двигателей семейства ЯМЗ-530 по стандарту Евро-4.
В начале марта правление экономического совета Ярославской области обсудило концепцию областной целевой программы модернизации и инновационного развития региона до 2013 года. Пока, отметил губернатор Сергей Вахруков, инновационной продукции у нас лишь 9 процентов от всего объёма. Задача: определить приоритетные проекты и обеспечить стимулирование инновационной активности субъектов промышленной деятельности. А в ноябре на заседании правительства области приняты три важные программы по инновационному развитию, стимулированию инвестиционной деятельности и развитию рынка труда.
Среди надёжных инвесторов на заседании упоминалась, в частности, компания «Дженерал Электрик», которая в Рыбинске планирует построить на двадцати гектарах завод по производству газотурбинных установок для энергетики. Создаётся 150 рабочих мест.
С новыми успехами встречает Новый год ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус»: в начале декабря здесь собран первый 91-тонный самосвал НД-785-7 для горнодобывающей отрасли (на снимке). Это надёжно работающее предприятие, которое создало рабочие места и даёт немалые налоги в областной бюджет.
Осуществление кластерной политики чётко прослеживается в экономике области. Так, развивается фармацевтический кластер из пяти компаний в разных городах области. Работает завод «Р-Фарм» по производству лекарственных средств. В марте состоялась торжественная церемония в честь завершения строительства комплекса зданий завода компании «Nycomed». В 2013 году он должен дать первую продукцию, в том числе знаменитый витамин из рекламы
Д3-Никомед.
Цель развития промышленности – дать рабочие места и достойную зарплату жителям области. А областная программа по малоэтажному строительству подчинена ещё и другой задаче: дать жильё.
Одна из пяти её площадок – в Тутаеве, посёлок «Северная пасека». В Ярославской области для удовлетворения нужд населения должно строиться ежегодно 600 тысяч квадратных метров. В этом году сдали 374 тысячи. Жилищное строительство даёт толчок к развитию стройиндустрии, представленной Норским заводом силикатного кирпича, компанией «Астрон-Билдинг», заводом строительных конструкций «Строитель+» и другими предприятиями. К ним присоединился в этом году Ярославский трубный завод, первая очередь которого была запущена в мае. Его задача: производство 35 тысяч тонн труб и металлоконструкций в год для ЖКХ и строительства.
Ситуация на рынке труда стабильная, уровень безработицы снизился до 1,9 процента, хотя она остаётся высокой в Борисоглебском, Даниловском, Тутаевском, Гаврилов-Ямском и Брейтовском районах.
Помимо достижений и побед были и несбывшиеся надежды. В феврале вспыхнула надежда возродить производство на «Холодмаше». В ходе визита тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков поведал о планах перевести производство бытовых холодильников «ЗиЛ» из столицы в Ярославль, восстановить цех компрессоров. Велись переговоры с китайской фирмой «Хайер». Увы, надежды похоронила отставка московского мэра.
Два снегиря – это эмблема «ЗиЛа» – так и не прилетели в Ярославль, на запасной аэродром. Зато ярославский аэропорт Туношна стал таковым для столичной авиакомпании. А с апреля были возобновлены регулярные рейсы в Москву на восьмиместных самолётах. «Туношна» всё-таки будет использоваться – и не только для гражданской авиации.
Развитие транспорта, коммунальной инфраструктуры, формирование единого рынка труда, разрастание городов выкристаллизовались вначале в идею, а потом и в проект агломерации. Предполагается единым транспортным коридором соединить Рыбинск, Тутаев, Ярославль, Гаврилов-Ям и Ростов. Это одно из условий пропорционального и динамичного развития городов, реконструкции коммунальной инфраструктуры и строительства.