Богатырь родился
Под окнами завода виднелся аккуратный ряд свежесобранных экскаваторов, предназначенных для отправки потребителям. Этих надёжных машин различных модификаций изготовлено здесь уже больше пятисот. Хотя, кажется, совсем недавно в чистом поле у посёлка Нагорный появился современный корпус, строительство которого, с участием сорока пяти предприятий области, было завершено в кратчайшие сроки – за год и три месяца. Общий объём инвестиций в здешнюю производственную площадку превысил 2,4 миллиарда рублей.
Подобных масштабных проектов в России единицы, подчёркивает губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. Завод «Комацу» – первое в нашей стране предприятие этого промышленного гиганта. Его открытие стало самым значимым событием отрасли. О многом говорит то, что зарубежные партнёры выбрали именно Ярославль. А теперь здесь, у семейства российско-японской землеройной техники, «родился» первый младший брат богатырской комплекции – карьерный самосвал, близнецы которого уже дышат друг другу в затылок.
Виновник торжества тихо и скромно стоял под высокой крышей, поблескивая фарами, сверкая фирменной жёлто-чёрной окраской, притягивая уважительно восхищённые взгляды ребристой резиной внушительного вида колёс. Каждое – высотой в полтора человеческих роста.
Вокруг по строгому графику шла работа – на линиях сборки, сварки, покраски габаритных узлов. Каждый – весом до десяти тонн. Всеми этими сложными механизмами, расположенными в строгом порядке, нашпигован просторный корпус протяжённостью свыше полукилометра. Крупнейший из подобных проектов в России.
Вот один из рабочих аккуратно поставил свою личную метку на только что тщательно закрученный им болт очередного гидроузла для экскаватора. Вскоре рядом с первой появится вторая метка – бригадира. Он обязательно проверит качество каждого соединения, после чего промаркирует всё таким вот способом. Полезное ноу-хау позволяет практически свести к нулю возможность рекламаций потребителей относительно качества любых изготовленных на ярославском заводе «Комацу» высокотехнологичных машин.
На линии сварки экскаваторов сосредоточены три чудо-робота. Только на разработку сложнейшей начинки для них в Стране восходящего солнца потребовалось, говорят, лет тридцать. Однако ярославские специалисты быстро научились общаться с электронными помощниками, чем заслужили уважение японских коллег. А на основной линии сборки самосвалов установлен уникальный гидравлический подъёмник высокой грузоподъёмности, позволяющий свободно выполнять вертикальное перемещение огромных деталей. Дополнительно сюда набрали четырнадцать специалистов.
В общей сложности на «Комацу» в прекрасных условиях трудятся две с половиной сотни наших земляков, получая среднюю заработную плату примерно в 20 тысяч рублей. Всего новых высокооплачиваемых рабочих мест предусмотрено здесь более пятисот. Значительная часть будущих вакансий предназначена для лучших выпускников Ярославского государственного технического университета. С этим вузом всемирно известная японская компания тесно сотрудничает в деле подготовки высококвалифицированных кадров.
Налоговые поступления в бюджеты всех уровней благодаря деятельности «Комацу» в ярославском индустриальном парке «Новосёлки» составили уже более 155 миллионов рублей.
Поехали в будущее!
Надев, как положено, каску Сергей Вахруков первым поднялся по лестнице в кабину мощного грузовика (на снимке). Вскоре солидный HD785-7 легко запустил двигатель и, дав сигнал, приготовился к движению. Рядом с водителем-инструктором губернатор быстро освоился в новой для него обстановке. Покачав слева-направо огромными передними колёсами, машина плавно тронулась с места, почти не потревожив носы наблюдателей выхлопом двигателя. Мощная гидравлика аккуратно подняла и опустила огромный кузов с нарисованным по случаю праздника на его внутренней поверхности задорным смайликом. Ещё через пару мгновений машина, взяв чуть влево, продемонстрировала изящный вальсирующий разворот в правую сторону. Радиус круга, куда полностью сумел вписаться огромный карьерный самосвал, составил всего десять метров – весьма малую величину для автомобилей такого класса.
Сергей Вахруков высоко оценил удобство вождения, эргономичность и лёгкость управления карьерным колоссом, сказав потом, как водитель со стажем, что почувствовал себя наверху так, словно сел за руль легкового автомобиля представительского класса.
Высокий класс доказан и в ином, переносном, смысле.
– Более чем через пятьдесят лет мы возрождаем на Ярославской земле производство автомобилей, – подчеркнул губернатор. – Талантливые жители нашей области способны реализовать любые инвестиционные предложения, какими бы сложными они не были.
Новый грузовик – символ успеха проводимой на территории региона экономической политики. Её суть – в расширении локализации современных производств, интеграции их с лучшими традициями и достижениями традиционного ярославского машиностроения, в благоприятном инвестиционном климате в рамках государственно-частного партнёрства, что позволило привлечь в область пятьдесят крупных инвесторов. Дорогу им уверенно проторила компания «Комацу». Продолжение такого движения вперёд – необходимое условие развития экономики и социальной сферы. А один из результатов за 4 года – удвоение доходов областного бюджета.
«Двигатель» интеграции
Председатель совета директоров ООО «Комацу СНГ» Масао Фудзита поблагодарил правительство области за тесное сотрудничество с инвесторами, получив ответную благодарность представителей российской стороны за грамотный выбор площадки и вклад в будущее российской экономики.
– Самые первые наши машины отправились в район Воркуты, где температуры зимой достигают 50 градусов мороза, и работают там практически двадцать четыре часа в сутки без поломок, – сказал генеральный директор ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус» Цукамото Ясухиса. – Это впечатляющие результаты. Качество нашей техники по мировым меркам действительно очень высокое. Это подтверждено реальными результатами её эксплуатации. Они свидетельствуют о том, что в Ярославской области трудятся специалисты, которые обладают замечательными способностями освоения новых технологий. А для клиентов техники с маркой «Комацу» сегодня не существует проблемы нехватки запчастей или комплектующих.
Основные компоненты крупногабаритного самосвала планируется доставлять из Японии. Но активная локализация на Ярославской земле повысит процент компонентов российского – и ярославского в том числе – производства в собираемой технике.
Выпуск высококачественных карьерных самосвалов в Ярославле позволит удовлетворить спрос российского рынка горнодобывающей техники, наладить прямые поставки внутри страны, максимально сократить время доставки готовой продукции клиентам, а также обеспечить совершенную и полную систему технической поддержки российских покупателей и клиентов в странах СНГ.
Таков мощный «двигатель» интеграции с уже зарекомендовавшей себя ярославской маркой. Он призван теперь «вытягивать» наверх и всю отечественную горнодобывающую промышленность.
А первому карьерному самосвалу, собранному в Ярославле, скоро будет не до вальсов. Он отправится работать – на один из крупных угольных разрезов Кемеровской области. Чтобы на сибирских дорогах нашей машине с многотонным грузом в кузове попадалось меньше ухабов и рытвин, громадные колёса первенца изготовители по традиции облили на счастье фирменным шампанским.
– Счастливого пути, HD785-7!