Александр ЧУВАЕВ, глава Арефинского сельского поселения, Рыбинский район:
– Слышал о такой инициативе президента. Предложение очень разумное. Судите сами: в поселении собственных доходов 1,7 миллиона рублей. Три миллиона дотирует область, и всё до рубля строго расписано по статьям. Но рублей этих настолько мало, что поселение не может участвовать в федеральных и областных программах, потому что они требуют обязательного софинансирования из бюджета поселения. То есть мимо нас – строительство и ремонт дорог, жильё для молодёжи, капитальный ремонт жилья, строительство… В этом году я отремонтировал два дома за счёт бюджета поселения – мы приняли свою программу капремонтов, аналогичную той, что по 185-му федеральному закону. Наверно, Арефинское – единственное из всех поселений, у кого есть такая программа. Но на будущий год и этой «роскоши» уже не будет – денег нет, дотации урезаны. А если деньги, которые сейчас уходят в федеральный бюджет, будут оставаться в регионе, пойдут в поселение дополнительными статьями доходов, так мы без раздумий взялись бы за строительство и ремонт дорог, за ремонт жилья. А значит, подряд получили бы местные или районные строители. Вопрос в том, какие это будут деньги, кому и как они будут перераспределяться, по какому принципу? В нашем Арефинском поселении 71 деревня, 1600 человек живут в сорока километрах от города, а кто и гораздо дальше. Большой современный животноводческий комплекс выстроен не так давно, молоко производит. А дорог нет. И жизнь здесь нелёгкая. Газ – в мечтах… Но если строить дороги, жильё, привозить в деревни новые технологии, и в нашей глубинке можно будет жить по-другому!
Александр Викторович КОШКИН, глава Любимского района:
– Район наш дотационный: своих доходов – десять процентов. В принципе ситуация во всех сельских районах одинакова. Конечно, мы положительно относимся к перераспределению налоговых доходов. Приведу лишь один пример. Есть у нас Любимский лесокомбинат, крупнейший в области, а может, и в Центральном федеральном округе. За 2010 год он выплатил по всем налогам 55 млн. рублей. В район от этой суммы поступило лишь 7,5 миллиона. Вот в чём проблема. Даже попённая плата – арендная плата за лес на корню – идёт в основном в федеральный бюджет и лишь частично в областной. Есть и проблема собираемости: к примеру, НДС – легко собираемый налог. И он идёт в верха… Мы работаем над привлечением инвестора в район, с руководством предприятий, содействуя их развитию. Но нужно каким-то образом заинтересовывать власти на местах и в регионах, чтобы они больше работали в этом направлении. Вот для примера и сравнения две цифры: в 2006 году у нашего сельхозпредприятия «Красный Октябрь» до прихода инвестора годовой оборот составлял 12 млн. рублей, сейчас – 169. Но для этого потребовались крупные вложения, огромная работа по привлечению инвестора…
Татьяна КРУГЛИКОВА, глава Тихменевского сельского поселения, Рыбинский район:
– Предложение разумное. Деньги, которые зарабатывает регион, должны в регионе и работать. И это будет гораздо эффективней, быстрей, без лишних проволочек. Но пока нет чёткого, понятного механизма распределения дополнительных доходов. Поселение поселению рознь, как и города, и районы. Если поселение самодостаточное, то, получив дополнительные проценты, к примеру по НДФЛ, оно выигрывает. А если дотационное, как наше… Мы сейчас получаем 10 процентов от НДФЛ. Будем получать, к примеру, 20. Но не лишимся ли мы при этом дотации из областного бюджета на ту же сумму? Ведь собственных доходов у нас немного, в поселении нет крупных предприятий… Если это будут дополнительные средства – это будет замечательно. Мы бы направили их на развитие дорожного хозяйства. У нас есть перечень поселенческих дорог, а денег на их содержание и ремонт нет! А без них – беда.
Геннадий ЧЕРЕПЕНИН, глава Волжского сельского поселения, Рыбинский район:
– Инициатива очень разумная. Такое предложение по отношению к муниципальным образованиям в последнее время слышим впервые, очень надеюсь, что это не просто слова. Скорей всего, будет перераспределение средств от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). У нас на территории поселения работает крупная птицефабрика «Волжанин», которая отчисляет приличные средства подоходного налога. А поселение получает от этого всего 10 процентов. Это неправильно. Перераспределение налоговых поступлений в пользу поселений было бы для нас хорошим подспорьем в решении самой главной проблемы – капитального ремонта многоквартирных домов и модернизации коммунального хозяйства. Средств, которые выделяются по федеральным программам, крайне недостаточно, потому что жильё старое, ветшает очень быстро. Мы сделали анализ и поняли, что не обеспечиваем даже самых мизерных вложений в ремонты жилья, без которых невозможно поддерживать техническое состояние домов, сетей. И уже через 10 – 20 лет мы можем потерять жильё и новое не построим. Так что есть проблемы, решение которых уже не терпит отлагательства. В других поселениях, как, например, в Песочном, срочно требуется масштабное строительство жилья для расселения ветхих и аварийных бараков, которых здесь много.
Андрей БУЛИЧЕНКО, глава Брейтовского сельского поселения:
– На сельские поселения сейчас легли почти все полномочия. Мы отвечаем за дороги, освещение, культуру и так далее. Кроме централизованного тепло– и водоснабжения. Но в 2012 году на нас ляжет и эта ответственность. А налоговая база не изменилась. Эти изменения нужны, чтобы на местах осуществлять свои полномочия. Очень хорошо, что Федерация решила поделиться. Но не просто налогами, а собираемыми. К примеру, НДФЛ, с бюджетников и крупных предприятий его собрать легко, и другое дело – с мелких, где зарплата в конвертиках… А в итоге нам в дотациях поступит меньше.