– «Похоже, что безработица отступает» – так называлась одна из публикаций «Северного края» под рубрикой «Рынок труда». То был февраль нынешнего года. А вот на проходившей на днях пресс-конференции с вашим участием директор департамента службы занятости Владимир Юрьевич Захаров о безработице сказал вполне определённо – да, отступает, приведя в подтверждение такой уверенности конкретные и довольно убедительные цифры и факты. Напомним о них нашим читателям?
– По данным мониторинга рынка труда, на 1 ноября численность стоящих у нас на учёте безработных по сравнению с началом года снизилась в 1,4 раза и составила 13 тысяч 300 человек. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 2,7 до 1,9 процента. Один из самых красноречивых показателей на рынке труда, по которому видно, что экономика после кризиса действительно заработала – количество заявленных вакансий. За десять месяцев этого года оно возросло с шести тысяч до 8,3 тысячи единиц. Как следствие – коэффициент напряжённости на рынке труда, то есть соотношение численности незанятых граждан, состоящих на учёте, и количество вакансий, заявленных работодателями, снизился почти вдвое.
– Сразу можно назвать самые востребованные профессии?
– Наиболее востребованные – рабочие профессии: станочники самых разных профилей, бетонщики-арматурщики, электрогазосварщики, каменщики, маляры-штукатуры, а ещё плотники, швеи, повара. Если этот перечень продолжить, то придётся назвать и врачей, и медработников среднего звена, и воспитателей детских садов, и школьных учителей. При этом ясно, что при переходе Ярославской области к инновационной экономике (а именно эту цель ставит правительство области), повсюду в особой цене профессионалы в самом современном смысле слова – люди, попросту говоря, способные смотреть в будущее.
– Относится ли снижение уровня безработицы к таким самым проблемным районам области, как Брейтовский, Даниловский, Борисоглебский, Гаврилов-Ямский, Тутаевский?
– Ситуация с безработицей улучшилась во всех без исключения муниципальных образованиях. Особенно заметно – в Большесельском, Рыбинском районах и городе Рыбинске. То же самое можно сказать и о моногородах и посёлках. Всего их у нас девять. Там, как вы знаете, особенно трудное положение с занятостью жителей. С начала года сюда было направлено 95 миллионов рублей федеральных средств, около половины всего объёма финансирования разработанной в Ярославской области программы дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда. В моногородах организованы, с возмещением затрат работодателям, временные и общественные работы, в том числе и для тех, кто находится под угрозой увольнения. Кому-то требуется переобучение или стажировка, кого-то выручают договора самозанятости.
– О последнем из названных вами, одном из самых эффективных программных направлений в работе службы занятости, можно поподробнее и чуть позже, а какова отдача от других дополнительных мер?
– Они, эти меры, затрагивают интересы, меняют или изменили жизнь к лучшему в 2011 году у семи с половиной тысяч человек. В рамках реализации региональной программы дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда опережающее профессиональное обучение получили или получат до конца года более четырёхсот человек, находящихся под угрозой увольнения, и почти тысяча на тех предприятиях, где на основе инвестпроектов продолжается модернизация производства. «Северный край», знаю, не раз о них писал, в лидерах по-прежнему «Автодизель», «Сатурн», «ЭЛДИН», электровозоремонтный завод имени Бещева, «Красные ткачи».
– А как дела у тех молодых мам, кто собирается вернуться к активному труду?
– 178 отпускниц по уходу за ребёнком до трёх лет в этом году «сели за парты». За счёт средств федерального и областного бюджетов повышают квалификацию по специальностям: менеджер по персоналу, бухгалтер, парикмахер, художник компьютерной графики. Ещё одно новое направление: 23 врача из Ярославля, Рыбинска, Углича и Некрасовского района проходят переподготовку в медакадемии в соответствии с программой модернизации здравоохранения. 116 рабочих мест получили инвалиды, родители, воспитывающие детей-инвалидов, и многодетные родители. Пользуясь случаем, хочу сказать слово в защиту этих людей, дать работодателям деловой совет. Призываю их показать свою гражданскую позицию вопреки меркантильным соображениям, смелее открывать для инвалидов рабочие места. Риск окупится прибавлением авторитета для всей России, где не оставляют без помощи тех, кто нуждается в ней больше других.
– Вашими стараниями, Светлана Фёдоровна, видеотека «Северного края» пополнилась диском об организованной самозанятости. Спасибо, подсказали тему для продолжения разговора. Каков двухлетний итог этой практики, тоже новой для службы занятости?
– За три года участие в ней приняли около 3500 человек, на что израсходовано 203 миллиона рублей. Только в этом году собственное дело в диапазоне от выращивания поросят, пчеловодства и ветеринарной помощи лошадям до пошива модной одежды, выпуска упаковки из новейших материалов, бурения скважин питьевой воды и ремонта вычислительной техники завели, став предпринимателями, 1100 человек. Ими создано 276 рабочих мест! По условиям договора самозанятости после утверждения бизнес-плана и регистрации экс-безработного в налоговых органах он получает, образно говоря, подъёмные в сумме 58 тысяч 800 рублей. Кроме того, ему оплачиваются типографские и нотариальные услуги. А если он сам открывает рабочие места для безработных, то получит ту же сумму на каждого из них. Приведу только один наиболее показательный пример. В Борисоглебском районе предприниматель из бывших безработных открыла ателье мод ООО «Эталон». Имея опыт работы в должности коммерческого директора, она с таким вдохновением взялась за дело, что рабочие места получили ещё семь швей и один бухгалтер. Вот это, я понимаю, деловая хватка! И таких примеров немало.
– Если говорить о вполне жизнеутверждающих итогах за десять месяцев года, есть ли, Светлана Фёдоровна, проблемы, которые продолжают вызывать вашу озабоченность?
– Об этом тоже шла речь на пресс-конференции. Средняя продолжительность безработицы, от чего зависит, сохранит ли человек, оставаясь без дела, жизненный запал, снизилась за год с 5,7 до 5,1 месяца, но продолжает отставать от докризисного показателя, равного 4,6 месяца. Обостряется несоответствие спроса и предложения на рынке труда. Более половины заявленных вакансий – для квалифицированных рабочих, а в общей численности зарегистрированных безработных их доля составляет всего 24 процента. По специалистам же ситуация обратная: удельный вес вакансий для них составляет 26 процентов, а процент специалистов и служащих в общей численности безработных – все сорок. Есть над чем подумать. Оптимизма придаёт только то, что сама жизнь корректирует наши прогнозы. К концу года в среднемесячном исчислении безработных будет у нас в области порядка 15 тысяч человек, уровень регистрируемой безработицы предположительно составит 2,2 процента. А прогнозировали, соответственно, 18,2 тысячи и 2,6 процента. «Поправки», как видим, в сторону улучшения. Можно надеяться, что жизнь и впредь будет придерживаться этой хорошей традиции.