– Валентина Валерьяновна, действительно, какая нам выгода от обилия магазинов? Чтобы в очередях долго не стоять?
– Не только в этом. Чем больше торговых точек, тем выше насыщенность разнообразными товарами, лучше их качество. Покупатели, вероятно, сами замечают, как с каждым годом растёт торговый бизнес, развивается его инфраструктура. Сегодня практически во всех районах Ярославля работают не только крупные торговые, но и развлекательно-деловые центры с кинотеатрами, боулингами, программами детского отдыха. Люди приезжают сюда семьями, чтобы с пользой провести время и со скидками приобрести товары и продукты.
Положительно, что суммарная фактическая обеспеченность торговыми площадями у нас ежегодно растёт по всей территории области. В Ярославле она превышает минимальный нормативный стандарт в два раза, в городе Рыбинске, а также Брейтовском, Любимском, Мышкинском, Первомайском и Тутаевском районах – в полтора раза. В других муниципальных образованиях этот показатель ниже, значит, здесь имеются перспективы для развития. Когда увеличивается количество магазинов, в торговой среде возрастает конкуренция, от которой покупатели только выигрывают.
Потребители чутко реагируют на положительные изменения, и это особенно заметно по результатам работы в торговой сфере. Так, оборот розничной торговли за три квартала нынешнего года составил по области около 92 миллиардов рублей, товарная масса по сравнению с прошлым годом увеличилась на 10 процентов. Оборот оптовой торговли за этот период достиг 167 миллиардов рублей, рост составил 11,5 процента.
– Сейчас, пожалуй, только в деревнях не появляются универсамы и супермаркеты. Кстати, как сейчас организовано торговое обслуживание в сельской местности?
– Положительные изменения происходят и в отдалённых населённых пунктах, куда доставлять товары было трудно во все времена. Но для власти очень важно, чтобы люди и в глубинке были обеспечены товарами первой необходимости. С этой целью в нашей области разработана специальная целевая программа «Поддержка потребительского рынка на селе». В рамках её реализации бюджетам муниципальных районов предоставляются субсидии с целью возмещения части затрат организациям, которые занимаются доставкой товаров в сельской местности. По определённым дням недели, согласно установленным графикам, удобным для населения, индивидуальные предприниматели и торгующие организации осуществляют выездную торговлю. Правительство области возмещает часть затрат по доставке товаров более чем в тысячу отдалённых посёлков и деревень.
Социальная политика правительства в сфере потребительского рынка не ограничивается только этой программой. На протяжении многих лет у нас функционируют десятки социальных магазинов, в которых определённый перечень продуктов питания реализуется с пониженной торговой наценкой. У покупателей с низким уровнем доходов такие торговые точки пользуются большой популярностью.
– Прежде на прилавках преобладала импортная продукция: заморские окорочка из США, фрукты из Чили, картофель из Белоруссии. Сейчас «ножки Буша» практически исчезли, их потеснила продукция ярославских птицеводов. Как оценивают эту ситуацию в комитете потребительского рынка?
– Прекрасно, что покупатели сами делают выбор в пользу тех или иных товаров. А для нас крайне важно добиться насыщенности рынка, чтобы всегда присутствовало товарное изобилие. Конечно, завоз фруктов не прекратится, они у нас не растут, как не имеем мы возможностей производить собственный сахар, подсолнечное масло и другие продукты. Но зачем покупать импортные овощи или картошку, если их в изобилии и по более низкой стоимости предлагают ярославские фермеры!
В нынешнем году, когда на рынки стал поступать ранний картофель, цены на него уже с середины июля начали снижаться. В период уборки урожая продукт стал ещё дешевле, на осенних ярмарках его можно было купить по
5 – 6 рублей за килограмм. Приобретая продукцию ярославских производителей, покупатели не только оказывают им существенную помощь, стимулируя местное производство, но и экономят на собственных расходах. Не случайно областные показатели по продуктам «потребительской корзины» на протяжении всего года на 3 – 5 процентов ниже среднероссийского уровня.
– Это результат анализа цен, которым занимаются ваши сотрудники?
– Да, мониторинг цен на основные продукты питания мы проводим регулярно, не реже одного раза в неделю. Наши специалисты участвуют в заседаниях межведомственной рабочей группы по контролю ситуации с ценообразованием на территории области, в неё входят представители сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий, сетевых розничных торговых компаний. Группа была создана в соответствии с постановлением губернатора области «О мероприятиях, направленных на стабилизацию цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости на территории Ярославской области в 2011 году».
Мониторинг цен очень важен, он позволяет следить за рыночными колебаниями. В октябре, например, сводный индекс потребительских цен составил по отношению к предыдущему месяцу 100,4 процента, в том числе на продовольственные товары – 100,5; непродовольственные – 100,9. В продовольственной группе товаров продолжилось снижение цен на овощи – на 9,7 процента; сахар – на 7,1; крупы – на 6,6. По другим товарам отмечен рост цен: бананы подорожали на 29,9 процента; апельсины – на 11,9; сельдь – на 12,5; мясо и рыбопродукты, сыры, консервы, яйца, кондитерские изделия, чай и мороженое – на 1 – 4 процента. Стоимость минимального набора продуктов питания на конец октября составила по области 2262,9 рубля и снизилась за месяц на 0,8 процента.
– Скажите, намного ли отличаются цены на продукты питания в Ярославской области от цен в соседних регионах?
– Стоимость минимального набора продуктов на конец октября у нас была на 5,3 процента ниже среднего показателя по РФ и на 6,1 процента ниже, чем по Центральному федеральному округу. В октябре сводный индекс потребительских цен по области составил 104,9 процента по отношению к декабрю 2010 года. В сравнении с другими регионами это средний уровень: Вологодская область – 105,6 процента; Тверская – 104,3; Нижегородская – 105,3; Ивановская – 105,7; Костромская – 104,7; Владимирская – 105,1.
– Мониторинг, контроль – всё это неплохо, но можно ли на уровне региона как-то влиять на ценообразование, например снижать цены?
– Можно, если активно работать с товаропроизводителями для полного насыщения рынка, продвигать их товары на местные и межрегиональные выставки-ярмарки. Ярославская область имеет богатый опыт в организации торговли сельскохозяйственной продукцией, для этого у нас имеется свыше 40 розничных рынков. Достаточно вспомнить, как нынешним летом ярко и красочно проходила традиционная ярмарка «ЯрАгро-2011» с участием всех муниципальных районов. Выставки-продажи ежегодно проводят садоводы-любители, торговые площади для них предоставляются бесплатно. На снижение цен направлены соглашения, действующие между правительством области и Яроблпотребсоюзом, а также торговым домом «Перекрёсток» – одно помогает обеспечивать товарами и услугами сельское население, другое способствует продвижению продукции местных производителей в городские магазины.
– А прогнозированием цен специалисты вашего комитета занимаются?
– Мы пользуемся в основном прогнозами Министерства экономического и социального развития, оценивающего общую обстановку в стране. На сегодня она такова: существенных изменений потребительских цен на хлеб и булочные изделия не предвидится, стабильными останутся цены на яйца, будут продолжать дешеветь куриное мясо, рыба, сахар, рис, гречка, овощи и картофель. В связи с увеличением спроса будут дорожать свинина и говядина, продолжится незначительный рост цен на молоко и молочную продукцию.
– Как вы оцениваете сегодня общее состояние местного потребительского рынка? Велика ли его продовольственная зависимость от импорта и ввоза продуктов из других государств и регионов?
– Естественно, такая зависимость существует по многим позициям, потому что сегодня ярославские производители обеспечивают стопроцентный уровень самообеспечения только по картофелю и овощам – благодаря высоким урожаям в нынешнем году, а также яйцу и куриному мясу. Общие ресурсы мяса и мясопродуктов складываются из двух приблизительно равных частей – собственной и привозной говядины и свинины. Формирование ресурсов молока и молочных продуктов на 70 процентов осуществляется за счёт местного производства, но эта доля, к сожалению, снижается. Ситуацию должны изменить новые молочные комплексы, которые вводятся в действие и строятся во многих районах области.
В полном объёме ярославцы обеспечены хлебом и булочными изделиями. Постоянно расширяют ассортимент, внедряют новые технологии и развивают сеть фирменных магазинов хлебозаводы в Ростове, Переславле, Любиме, Данилове. Стараются держать марку наши известные производители муки, консервов, колбасных изделий, продукция которых пользуется большим спросом и в соседних регионах.
Сегодня мы наглядно убеждаемся в динамичности нашего потребительского рынка, качественных изменениях его инфраструктуры. Видим, как работники торговли начинают бороться за каждого покупателя. Людей уже не заманишь яркой упаковкой, как раньше, они стали лучше разбираться в товарах, активно участвуют в работе структур защиты прав потребителей. Очень важно, чтобы и в дальнейшем рынок не стоял на месте, развивался и радовал своим качеством и изобилием.