– Действительно, бюджет – это своего рода кошелёк, – начал своё выступление Сергей Вахруков, – который мы заполняем посредством собираемых налогов, и из этого кошелька мы выплачиваем социальные пособия, расходуем деньги на программы развития, тратим их на другие цели, предусмотренные областным законом о бюджете. А казна – это гораздо более широкое понятие, нежели бюджет. В казне у нас на сегодняшний день есть областная собственность, есть государственные предприятия, учреждения… И, я думаю, всех в гораздо большей степени интересует именно тот кошелёк, под названием бюджет, который мы каждый год формируем, потом утверждаем, а затем расходуем и отчитываемся о его исполнении.
Далее руководитель Ярославской области уточнил, что в действительности с недавних пор бюджет в регионе составляется не на один год, а сразу на три. Это, по его словам, даёт больше возможности прогнозировать доходы, лучше планировать расходы и более качественно выстраивать стратегию развития нашей территории.
– Сколько денег мы заработаем, сколько соберём на своей территории, столько и возможностей имеем для того, чтобы решать проблемы граждан, заниматься вопросами развития региона, строить объекты социальной сферы – здравоохранения и образования… Те же детские сады, например. Вот этим мы сейчас довольно серьёзно занимаемся и стараемся, чтобы возможности нашего бюджета, нашего кошелька областного были как можно большими!
Ведущие программы Марк Нуждин и Людмила Шабуева попросили губернатора уточнить некоторые нюансы.
– Большой бюджет – это хорошо! Маленький – плохо! А бюджет Ярославской области – он большой или маленький? Хотелось бы узнать это в сравнении как с другими субъектами Российской Федерации, так и в сравнении с нашим же бюджетом в прошлые годы.
– Вы правы, – согласился Сергей Вахруков. – Всё познаётся действительно в сравнении! И нам бы хотелось, чтобы бюджет был как можно больше. Тем не менее, если сравнивать с другими субъектами Центрального федерального округа, да и не только его, то у нас – хороший бюджет! В ЦФО мы находимся на 4-м месте по объёму поступающих бюджетных средств в расчёте на душу населения. Нас опережают только Москва, Московская и Белгородская области. И мы довольно неплохо выглядим с точки зрения динамики увеличения собственных доходов. В сравнении, например, с 2007 годом объём собственных доходов в бюджете 2012 года увеличился более чем в два раза! И если мы тогда собирали на территории области 17 миллиардов рублей, то в следующем году эта цифра будет более 34 миллиардов. Ежегодно доходы увеличиваются на 15 – 20 процентов. А это – наши новые возможности, новые перспективы развития нашей территории! И ведь это – те средства, которые мы смогли заработать сами. Да, нам Федерация помогает, но федеральные средства в нашем бюджете составляют не более 15 процентов. Всё остальное мы зарабатываем сами! Да и те средства, что поступают из федерального бюджета, – это не дотации, а субсидии на выполнение федеральных функций, то есть тех, которые переданы из центра на места, и центр оплачивает нам эту работу!
Ещё более увеличить объём собственных доходов регионального бюджета сразу же захотели помочь слушатели радио «Эхо Москвы – Ярославль». Первое предложение заключалось в идее создания объединения фермерских хозяйств области, которые могли бы таким образом сплотить свои усилия и поднять на более высокий уровень сельскохозяйственное производство в нашем регионе.
Губернатор согласился:
– На самом деле предложение очень хорошее, и мы сегодня уже активно занимаемся поддержкой сельского хозяйства. Фермерство у нас будет в ближайшее время в приоритете, потому что, к сожалению, ему до сих пор уделялось недостаточно внимания. И мы знаем имеющиеся проблемы… Вот вырастил хозяин богатый урожай, а дальше? Продать его непросто! Что ж, мы будем закупать местную сельхозпродукцию для наших областных нужд. Ведь в любом случае мы платим из бюджета очень приличные суммы, для того чтобы закупить питание в больницы, школы, детские сады. И часто везут продукцию неизвестно откуда, закупают голландский, польский картофель, в то время как наш родной, выращенный в Ярославской области, часто оказывается невостребованным. Да, он не всегда конкурентоспособен по цене, но ведь качество его совершенно другое! Мы будем этим вопросом заниматься и урегулируем ту помощь, которая оказывается из бюджета сельскому хозяйству и фермерству, а она увеличивается каждый год (в этом году вместе с федеральными средствами она составила около 1,5 млрд. рублей). Прозвучавшее предложение принимается! Оно, может быть, не будет напрямую способствовать наполнению бюджета, но позволит более рационально перераспределить средства внутри него.
– Главный источник, конечно же, налоги. Самый главный из них, самый важный для нас – это налог на прибыль организаций. Он варьируется год от года. И в кризисный год, когда организации чувствовали себя очень плохо, прибыли почти не имели, невелики были и поступления в бюджет от этого налога. Более того, мы старались поддержать наши предприятия и при необходимости реструктурировать долги по этому налогу, не так жёстко его собирали. Сейчас, в бюджете на 2012 год, это одна из самых крупных статей – почти 9 млрд. рублей. Это говорит о том, что экономика Ярославской области оздоровилась и выходит на новый уровень развития. Наша инвестиционная политика, которую мы проводим, привлекая инвесторов, создавая новые предприятия, тоже даёт свой результат, и эти предприятия начинают постепенно приносить прибыль, а значит, и доход в бюджет Ярославской области.
Второй по объёму налог, который мы получаем, это налог на доходы физических лиц, так называемый подоходный налог. Каждый сегодня платит 13 процентов от своих доходов. А в сумме это даст в следующем году порядка
7 миллиардов (может, чуть больше – зарплата растёт!). Этот налог говорит об уровне жизни нашего населения, об уровне доходов. К сожалению, сегодня не все предприятия, особенно малого бизнеса, платят, так сказать, «белую зарплату» и с помощью «конвертной системы» уходят от подобного вида платежей в бюджет… Кстати сказать, они таким образом ещё и подставляют своих работников – это и не сделанные ими пенсионные накопления, и масса других вещей, которые люди теряют, получая деньги в конвертах, а потом вспоминают, но уже поздно – назад ничего не вернуть…
Сергей Вахруков отметил, что органы власти стараются регулировать ситуацию с выплатой зарплаты. И вполне успешно! Отмечается хорошая динамика увеличения подоходного налога, лишь половина которого, между прочим, остаётся в собственно областном бюджете. Другая половина идёт в доходы бюджетов муниципальных образований. Сказав это, губернатор сделал ещё одно важное отступление, напомнив, что в распоряжении региона находится не один «кошелёк» – тот самый областной бюджет. Есть ещё и муниципальные бюджеты – районные, городские и поселенческие. Ими распоряжаются органы власти соответствующего уровня. А все эти вместе взятые «кошельки» называются консолидированным бюджетом Ярославской области.
– Третий по объёму налог, – продолжил информировать слушателей губернатор, – это акцизы. Их платят с продукции, производимой на территории области. Самый крупный акциз – это пиво. Считать его очень легко: каждая налитая бутылка пива даёт десять рублей в бюджет области. Примерно 50 миллионов декалитров этого напитка ярославские пивовары производят в год, и мы с них получаем 5 миллиардов рублей в бюджет. Далее идут акцизы на крепкий алкоголь. Они делятся между Федерацией и субъектами в пропорции 60 на 40. Наконец, акцизы на нефтепродукты. Здесь, к сожалению, действует механизм перераспределения, который невыгоден региону, на территории которого работает нефтеперерабатывающий завод…
Четвёртая составляющая доходной части областного бюджета – это налог на имущество. Платят его все – как юридические, так и физические лица. В общей сложности, по прогнозу на 2012 год, он составит 4 – 4,5 млрд. рублей. Ещё около миллиарда – налог на вменённый доход, который платит малый бизнес. Динамика по нему очень хорошая. Это при том, что мы не увеличивали коэффициент этого налога, мы просто активно поддерживали малый бизнес, и он развивался и получал возможность увеличивать платежи в бюджет. А муниципальные власти на своём уровне получают земельный налог. Для них он, пожалуй, является самым главным. К сожалению, собирают они его недостаточно эффективно. Есть очень много проблем со сбором этого налога, в том числе и организационных. Мы их сейчас пытаемся решить, порой даже через суд. И я надеюсь, порядок здесь будет наведён!
Наконец, транспортный налог. Платит его каждый владелец автотранспортного средства, мотоцикла, моторной лодки или яхты. В сумме это составляет примерно полмиллиарда рублей, поступающих в областной бюджет
Вот всё то, из чего формируется «кошелёк» Ярославской области!
У слушателей «Эха» сразу возник вопрос, а точнее даже совет о транспортном налоге:
– Вот, говорят, что он плохо собирается. А если его просто включить в цену на бензин? И платить тогда будут владельцы АЗС, которых на несколько порядков меньше, чем владельцев транспорта…
Губернатор не исключил, что со временем именно в этом направлении и будет меняться налоговое законодательство.
– Но давайте реально оценим ситуацию с ценой на бензин, – добавил он. – Сегодня она столь высока, что положительных эмоций не вызывает. А если мы туда ещё и транспортный налог включим, то цена станет совсем запредельной! Между тем со следующего года собираемый на территории Ярославской области транспортный налог в полном объёме пойдёт на ремонт наших дорог, не ругает которые только ленивый. Должны быть заинтересованы в этом владельцы автотранспорта? А ведь приобретают автомобили не самые бедные люди. К тому же некоторые категории автовладельцев, владельцы автомобилей с небольшим объёмом двигателя имеют льготы по транспортному налогу. А что мы будем иметь в случае включения этого налога в цену на бензин? Автозаправочными станциями владеют порой фирмы, которые платят налоги на территории других областей, где они зарегистрированы. По закону это возможно. А значит, возможна при предлагаемых изменениях и потеря транспортного налога. Зачем нам такие риски?
Нарисованная Сергеем Вахруковым картина, демонстрирующая реальное состояние областного «кошелька» в настоящее время и потенциальные угрозы, которые могут повлиять на него в любой момент, вызвали закономерный вопрос:
– В зависимости от состояния доходной части бюджета может возникнуть необходимость как-то менять и бюджетные расходы. Имеет ли областная власть возможности и полномочия для этого?
– Конечно! Поговорка «как потопаешь, так и полопаешь» имеет прямое отношение и к областному бюджету. Расходовать можно только те деньги, что имеются в наличии. И если, например, бюджет наших соседей – в Костроме – в четыре раза меньше ярославского, а население – меньше в два раза, то у них, конечно же, и возможностей для решения многих вопросов существенно меньше… Да, Федерация даёт дотации! Но – не настолько, насколько хотелось бы каждому субъекту. Именно поэтому мы заинтересованы и в увеличении собственной доходной базы, в том, чтобы доходы эти были стабильными.
А уж как их тратить – для этого мы ежегодно собираем общественные слушания, на Областной думе обсуждаем возможные варианты. При этом нельзя не руководствоваться нормативами! Существуют утверждённые нормативы, по которым мы обязаны обеспечить детские дошкольные учреждения, выплатить заработную плату… Кстати, заработная плата бюджетников в нашем бюджете составляет очень приличную величину – более трети объёма бюджетных средств. А увеличив собственные доходы, мы имеем право увеличить заработную плату – и мы её увеличили! С 1-го сентября подняли зарплату всем бюджетникам, а это практически 200 тысяч жителей. Второе, что мы обязаны сделать, это обеспечить нормальное функционирование системы социальных служб. Ведь более 50 процентов бюджета Ярославской области – это социальные расходы. И могу сказать, что, несмотря на кризисы последних лет, мы не сорвали ни одного социального обязательства. Более того, мы даже индексировали, то есть повысили, хоть и не намного, наши выплаты. И это всё благодаря тем возможностям, что есть у нашего бюджета!
Мы финансируем развитие социальной сферы! Разработана программа строительства детских дошкольных учреждений, и предусмотрено её финансирование на 2012 – 2013 годы. За это время должно появиться более четырёх тысяч новых мест в детских дошкольных учреждениях. Более десяти лет у нас не строились школы – теперь начинаем строить! Мы сегодня модернизируем здравоохранение. Это очень большие деньги – почти шесть миллиардов рублей, а может быть даже и больше, за два года мы вложим в ремонт и приобретение оборудования. Буквально недавно, несколько дней назад мы передали больницам 24 новых машины «Скорой помощи». В следующем году будет передано ещё больше – мы за год переоснастим всю систему скорой медицинской помощи в Ярославской области.
Сказав о необходимых и при этом, что вполне очевидно, полезных для жителей области бюджетных тратах, Сергей Вахруков перешёл к вложениям в будущее. Именно таковыми являются расходы на создание индустриальных парков на территории Ярославской области. Их, по словам губернатора, должно в ближайшее время появиться шесть. Первый – на окраине Ярославля, в Новосёлках – это уже вполне реализуемый инвестиционный проект. Туда идут инвесторы, скоро начнётся производство продукции, а значит и ещё более вырастет доходная часть регионального бюджета.
Ещё одно очень важное направление бюджетных расходов, которое также должно со временем окупиться увеличением доходной части бюджета, – это газификация. Губернатор отметил, что газ, когда он придёт в сельскую местность, не только создаст более комфортные условия для жителей, но и даст толчок развитию сельскохозяйственного производства.
Такой же эффект должны дать и расходы бюджета на повышение энергетической эффективности. Более сотни котельных в бюджетной сфере (в больницах, школах и детсадах) – абсолютно неэффективны, они просто «пожирают» средства налогоплательщиков! Их придётся менять… А вложения в замену – окупятся, уверен Сергей Вахруков, за полтора-два года.
– Всё это мы можем делать благодаря тому, – констатировал губернатор, – что за последние годы мы смогли существенно увеличить доходы нашего бюджета! Именно на это, на то, чтобы заработать средства для решения социальных вопросов и для развития территории, и направлена бюджетная политика правительства Ярославской области.