Коллектив вступил в это десятилетие в новом качестве. В 1976 году было создано производственное объединение «Ярославнефтеоргсинтез». Ново-Ярославский НПЗ стал в нём головным предприятием, в состав объединения вошли Ярославский НПЗ им. Менделеева и Ярославский завод нефтяной тары. Первым директором объединения стал Владимир Самуилович Тараканов. После того как он был переведён в Москву, ПО возглавил Михаил Севастьянович Карамышев, через три года он был тоже приглашён на работу в столицу, его на посту генерального сменил Василий Семёнович Солопов – НЯ НПЗ был кузницей кадров для всей отрасли.
К началу 1980-х годов главным на заводе оставался принцип «Ремонтируя, реконструируй!». Это сделалось естественной частью производственной жизни: ни один плановый ремонт установки не должен обходиться без её модернизации. Цель – увеличение выпуска и повышение качества продукции.
Поэтапное проведение реконструкций коснулось как первичных, так и вторичных процессов переработки нефти. Вторичные процессы привлекали особое внимание: они открывали путь для углублённой переработки сырья, получения продуктов в большем ассортименте.
В 1982 году началось строительство комплекса маслоблока. О нём заговорили сразу как об уникальном. Комбинированная установка по производству масел и парафинов давала возможность вырабатывать новые виды моторных и индустриальных масел, а также твёрдые парафины. Такой комплекс (на заводе он назывался КМ-2), сосредоточивший на одной площадке сразу несколько процессов, был задуман как второй в стране, в мировой практике таких вообще не существовало.
Внимание газеты «Северный рабочий» было приковано к этой важной стройке с самого начала. Она опубликовала социалистические обязательства треста «Ярнефтехимстрой», а потом и областные обязательства по досрочному вводу комплекса маслоблока к 25 декабря 1983 года. При этом подчёркивалось её общегосударственное значение: с вводом комплекса увеличится выпуск технических масел в стране, улучшится их качество, с чем напрямую связана надёжность работы автомобилей, тракторов и других машин.
План ввода за год такого объекта, по существу завода в заводе, выглядел амбициозно. На предприятии состоялся митинг строителей, монтажников и эксплуатационников. Каждая организация заявила о собственных скорректированных планах, которые должны были обеспечить досрочный ввод. Сам НЯ НПЗ взялся уже к концу сентября провести ревизию оборудования, запорной арматуры, подготовку к пусконаладочным работам и, конечно, поставить необходимые для маслоблока оборудование и спецматериалы в сокращённые сроки.
На заводе в те дни происходило много интересного. «Северный рабочий» напечатал репортаж о впечатляющей операции монтажников из СУ-1 Ярославского монтажного управления треста № 7 по установке на место огромной конструкции, которая должна была стать одним из узлов маслоблока. Похожая на ракету, весом 165 тонн, она была поднята гигантским краном (самым мощным в стране, по утверждению газеты) на трёхметровую высоту и через два часа точно «села» на все 32 анкерных болта железобетонного постамента.
В числе тех, кто осуществил эту уникальную операцию, назван инженер Роберт Болотин. «Северный рабочий» писал о нём до того уже не раз. Болотин работал на монтаже первых установок НПЗ, строил такие же заводы в Рязани и Кременчуге и даже руководил сборкой топливных ёмкостей на станции «Мирный» в Антарктиде.
На сей раз виртуозная операция ярославских монтажников привлекла внимание Центрального телевидения, её показали в программе «Время».
Впрочем, одними фанфарами ни участники этих событий, ни завод, ни газета не ограничивались. Был создан областной штаб стройки, он сосредоточивал внимание на проблемах, сообща искал возможности их решения.
Параллельно со строительными и монтажными работами шла подготовка кадров для маслоблока и других новых и реконструируемых установок. Базовое ГПТУ-8, созданное одновременно со строительством завода, за предшествующие двадцать лет подготовило 6 тысяч квалифицированных рабочих. В 1980-е годы оно одним из первых в области перешло на трёхгодичный срок обучения: вместе с дипломом по специальности выпускники здесь стали получать аттестат зрелости.
Корреспонденты «Северного» продолжали рассказывать читателям обо всём, что происходило на площадке будущего маслоблока. Здесь было занято уже несколько десятков организаций, но первые недели лета оказались неудачными. Монтажники работали все субботы, но этого стало мало. Штаб стройки обратился к руководству с просьбой организовать вторую смену.
Впрочем, о многом открыто тогда не говорилось. Прошли годы, сегодня мы вспоминаем об этом с Виктором Фёдоровичем Блохиновым. На НЯ НПЗ он с 1983 года, был замначальника, потом начальником КМ-2.
– Для завода маслоблок сразу стал «головной болью», – он смотрит на меня испытующе: пойму не пойму. – В мире строят такие комплексы там, где есть необходимые для них специальные нефти. У нас же маслоблок строился «по решению партии и правительства». Проектирование шло долго. И та нефть, в расчёте на которую готовилась вся документация (из-под Самотлора), к тому времени, как началось строительство, кончилась. Пришлось проект переделывать под другую нефть. Это повлекло за собой серьёзные технические сложности, возникла необходимость в новых видах оборудования, которого просто не существовало в мире, требовалась его доводка и т. д. Кроме того, Ярославль не располагал нужными специалистами, их пришлось приглашать со стороны. Я приехал из Грозного, люди приезжали из Волгограда, Рязани, других городов, с Ярославского НПЗ им. Менделеева. Технические сложности, комплектование коллектива наложились одно на другое. Если считать не только работников самого маслоблока, но и тех, кто обеспечивал его работу в других подразделениях, было задействовано в общей сложности около тысячи человек.
«Приняты меры по обеспечению этих работников жильём», – писал в те дни генеральный директор ПО В. С. Солопов. «В 1984 – 1985 годах в связи с вводом маслоблока объём жилищного строительства в объединении будет увеличен в три раза», – обещал он.
Что и говорить, на предприятии происходили масштабные события. Одновременно продолжалась реконструкция действующего производства, и она тоже сопровождалась немалыми трудностями. Хронически не хватало материалов, нужного оборудования, рабочих кадров. «Как это ни парадоксально, но при многомиллионной прибыли, достигаемой от интенсификации производства, зачастую бывает чрезвычайно трудно добыть десяток задвижек или сотню метров кабеля, необходимых для дела», – сетовал генеральный директор. Почему? Да потому, что завод был «завязан» с сотнями предприятий по всей стране, плановая экономика всё чаще давала сбой.
Как выходить из положения? Метод выбрали единственно возможный – экономия, бережливость. Заместитель начальника техотдела объединения Наталья Фёдоровна Руженцева убеждала, как говорится, с фактами в руках. «НЯ НПЗ строился с учётом использования неосновной продукции и отходов производства, – писала она. – В частности, при переработке сернистых нефтей, на которых завод работал первое десятилетие, образовывался достаточно большой объём сероводорода. С учётом этого была построена и введена в эксплуатацию установка по производству серной кислоты, которая используется в качестве катализатора. В результате ввоз кислоты со стороны уменьшен наполовину, в конечном счёте это сказалось на себестоимости продукции». Пример побуждал к другим подобным действиям.
Яркий язычок пламени над одной из установок НПЗ привлекал тогда внимание всех жителей города. Однажды в газете появилась любопытная заметка. «Ярославцы часто спрашивают, – читаем в ней, – почему на нашем заводе днём и ночью горит факел? Неужели нельзя его погасить?». «Погасить нельзя, а вот сократить сброс газов нефтепереработки на факел можно, – ответил по просьбе редакции заместитель главного инженера НЯ НПЗ А. Г. Борисов. – С этой целью мы приступили к реконструкции факельного хозяйства. Предусмотрено, в частности, построить новую компрессорную станцию, ввод в действие которой позволит газы низкого давления использовать повторно, а не сжигать, как сейчас, на факеле».
Тем временем ситуация со строительством маслоблока усугублялась. В середине октября уже был выполнен огромный объём работ, но оставались крупные недоделки. То тут, то там обнаруживались просчёты проектировщиков. Хотя правильно ли называть их просчётами? Объект не типовой, уникальный, специалисты-нефтехимики вносили коррективы в проект по ходу дела ради самого дела.
Перед нами тезисы доклада главного инженера объединения Александра Зеликовича Мельмана на одном из партхозактивов. Мысли в нём по тому времени необычные, как говорится, накипело. Недостаточные темпы работ по техническому перевооружению «заложены в самой системе планирования в стране, – заявил он. – Тем не менее мы должны заставить эту систему работать».
И заставили. В канун 1984 года акт государственной комиссии о приёме в эксплуатацию комплекса маслоблока был подписан. А дальше пусконаладочные работы продолжались, началось освоение новой технологии и нового оборудования.
В 1985 году руководителем объединения был назначен Евгений Николаевич Заяшников. Уже при нём комплекс стал рентабельным, реконструкция завода перешла на другие объекты. Они были связаны с новыми проблемами и преодолениями.
В одном из интервью, оно было взято в канун нового 1990 года, Заяшникова спросили об экологии, по поводу которой к заводу поступало немало претензий. «Когда создавался завод, в стране и за рубежом ещё не было экологически чистых технологий переработки нефти, – ответил он. – По сути мы расплачиваемся за технологические недоработки предыдущих поколений. В последние годы сделаны шаги к закрытию старых, морально устаревших установок, мы встали на путь создания новых, экологически более совершенных производств». Эти слова генерального директора реализуются в наши дни.
Но конец восьмидесятых был временем не только удач и проблем регионального значения. В стране началась перестройка, наступало время общих кризисов и потрясений.
– И всё-таки, чем запомнилось это десятилетие вам лично? – спросила я ветеранов предприятия.
Светлана Павловна КРАСАВЧИКОВА:
– Я в то время работала в отделе сбыта. Мы тогда трудились сутками, не было ночи, чтобы кто-то не позвонил из-за задержки какой-то поставки. Где цистерна? Присылают машину, едем на станцию Новоярославская выяснять, выбивать. У моего маленького сына первое слово знаете какое было? Цэсэ – цистерна!
Людмила Викторовна ТВОРОГОВА:
– В то время в стране уже начались серьёзные трудности. В городе было плохо с продуктами. А мы за заводом жили как за каменной стеной. Опережающий рост зарплаты – она была хоть и небольшая, но её индексировали раньше, чем поднимались цены. Завод снабжал продуктами, мы не знали пустых полок, у нас были полные холодильники.
Альбина Петровна ОБРАЗЦОВА:
– Я работала аккумуляторщицей, потом в цехе связи. От завода мы сначала получили комнату, потом, в восьмидесятые годы, двушку, после трёшку. Дети, все трое, выросли в заводских садиках, потом и они стали работать на заводе. Сейчас и зять, и обе снохи – здесь же.
Ольга Васильевна КУЦЕНКО:
– Окончила вечернюю школу, потом по конкурсу поступила в наше ПТУ-8. По конкурсу! Тогда все на НПЗ хотели. Завод молодёжный, а мы – спортсменки, нас в первую очередь приняли. В 1980-х годах работала оператором, старшим оператором. И всю жизнь на лыжах бегала – за завод.