В ожидании транспорта на конечной всегда народ – в большинстве своём жители окрестных домов. Мощная стена брагинских многоэтажек подступает к самому заводу и тянется вдоль всей его территории. Окна смотрят на цехи, где ещё недавно кипела жизнь. Сейчас всё замерло, вид из окон безрадостный: индустриальный пустырь, по забору затянутый колючей проволокой.
Единственное светлое пятно на общем фоне – свеженькое бело-голубое здание. Над фасадом крупные буквы нового брэнда – «Мосхолодмаш». В будущем, похоже, заводоуправление. Но и оно пустует. Здание обнесено оградой, где нет и намёка на вход – новые хозяева явно не готовы встречать кого бы то ни было.
Дальше – вереница старых, но ещё крепких корпусов с выбитыми стёклами. Ещё дальше – бывшая проходная с заваренными намертво железными дверями, исчёрканными окрестными мальчишками. Сверху – замершие электронные часы, на ступеньках – переполненная мусором урна, газоны усеяны бутылками.
Мы приехали на завод после безуспешных попыток дозвониться до его руководства. Настежь распахнутые для автомобилей ворота с крохотной будочкой рядом свидетельствовали, что какая-то жизнь за ними всё-таки теплится. По данным прокуратуры, здесь остались и пока ещё работают порядка 130 человек. По словам бывших работников – вдвое меньше.
– Кто-то работает, – подтвердила женщина-охранник. – Что делают? Территорию прибирают, станки из цеха в цех перевозят. Нет, из начальства сейчас никого на месте нет.
После настойчивых просьб она всё-таки соединяет нас с некоей Ольгой Вячеславовной. Та представилась начальником общего отдела, фамилию назвать отказалась, но сказала то же самое:
– Исполнительного директора нет, он в Москве.
Узнав, что мы из газеты, охранница пожаловалась:
– И охране не заплатили, не только рабочим. В последний раз кинули на карточку полторы тысячи рублей, и всё. Это за четыре месяца! Почему мы всё-таки работаем? Жалко завод. Уйдём – его ведь тут же разграбят. Всем, не только нам, жалко. Поверите, со слезами люди уходят.
А вот руководству завода не до эмоций. Оно обещало погасить задолженность по зарплате к 1 июня. Но где те деньги, где то руководство... Директора меняются один за другим, отделываясь штрафом 2 тысячи рублей – это единственная мера воздействия, положенная по закону. В перспективе возможна дисквалификация директора-неплательщика, но кого дисквалифицировать, если сегодня здесь один, завтра другой, послезавтра третий...
Впрочем, наша собеседница, похоже, права. Для многих холодмашевцев дело не только в деньгах, как ни странно это звучит в наш меркантильный век.
Летом прошлого года на заводе побывал Юрий Михайлович Лужков, тогда ещё московский мэр. Визит возник не спонтанно. В рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного руководством Ярославской области и правительством Москвы ещё в 2006 году, существовал проект перспективного развития ОАО «Московский завод домашних холодильников» на территории Ярославля. На базе обанкротившегося за год до того «Холодмаша» должно было развернуться производство агрегатов известной марки ЗиЛ.
Московское правительство приобрело на аукционах часть имущественного комплекса завода, во время визита Лужкова уже вовсю шли наладка и запуск оборудования, был решён вопрос о приобретении москвичами оставшейся собственности завода и о намерении создать здесь около двух тысяч рабочих мест.
Но самым первым и самым многообещающим для народа фактом стало тогда приглашение на завод бывших холодмашевцев, наиболее квалифицированных специалистов, которые к тому времени ушли на другие предприятия. Те снялись с места, вернулись на родной завод и вот теперь снова оказались у разбитого корыта. Если чисто по-человечески, разве измеришь такие коллизии одними деньгами?
Итак, что дальше? Какие перспективы у завода? Задолженность задолженностью, а что у него впереди: реализация, пусть и с задержкой, намеченных планов, очередная продажа или непонятно что, то бишь дальнейшее запустение? С искренним желанием услышать это из первых уст мы сюда и приехали, но напрасно. Оставили свои координаты на предприятии, несколько дней пытались дозвониться по столичному телефону головного московского завода – безуспешно. Тайны ярославского филиала спрятаны, похоже, глубоко. И не только от СМИ.
Заместитель главы территориальной администрации Дзержинского района Миха-
ил Александрович Кузнецов:
– Как вы знаете, в финансово-хозяйственную деятельность предприятия мы по закону влезать не можем. Ситуацию в районе, конечно, мониторим, на бывшем «Холодмаше» она, как я понимаю, «очень не очень». Руководители его даже на контакт не выходят.
Начальник отдела Дзержинской администрации Инга Робертовна Шувалова:
– Где-то с полгода назад директор этого предприятия приходил к тогдашнему нашему главе Цветкову. Я тогда записала фамилию – Разводов Андрей Анатольевич, у меня есть его телефоны...
Увы, номера, которыми поделилась с редакцией Инга Робертовна, оказались пустышками: первый за это время превратился в домашний, другой бубнит одну и ту же фразу: «Номер временно не может быть вызван».
Поначалу взялась было помочь председатель обкома профсоюза Алевтина Витальевна Мухина, ссылаясь на личные связи. Но и тут не получилось.
Ситуация, согласитесь, интересная. Много лет был в Ярославле завод. Потом его не стало. Давным-давно закончена процедура банкротства, дело о банкротстве закрыто, имущество продано. Появился новый собственник. На тех же площадях было организовано новое производство, и вдруг опять – непонятно что.
Казалось бы, новые хозяева обязаны не только расплатиться, они должны быть заинтересованы в том, чтобы объясниться с людьми, которые у них работали, работают и ещё, может быть, будут работать. И с жителями нового для них города, где их не знают, но где им обязательно нужно заслужить доброе имя, тоже стоит объясниться, если они пришли сюда надолго.
К сожалению, такой заинтересованности не наблюдается. Один из бывших холодмашевцев задал нам парадоксальный вопрос: а существует ли ещё Ярославский филиал московского завода домашних холодильников? Если не де-юре, то де-факто. Может быть, он тоже уже перестал существовать? И рядом с конечной остановкой обитает всего лишь завод-призрак?
Дмитрий Борисович | 16.07.2011 в 22:07 | ответить0
А вот заявление заместителя губернатора Игоря Елфимова -«Опыт подсказывает, что преобразование ярославского «Холодмаша» в филиал столичного завода домашних холодильников новых заказов ему не принесло. Переговоры с потенциальными инвесторами из Китая еще не закончены.» из его заявления газете Ярославский регион". Какой опыт, чей опыт, чего подсказывает и самое главное кому? Так что ждем китайцев, правда они обещали построить мост через Волгу, но то же как то не сложилось. Возможно у них там в Китае откаты запрещены и за них расстреливают.
Наша власть полностью утратила способность к рефлексии. В этой ситуации необходимо, трудовому коллективу выдвигать из своей среды управляющего, создать рабочую дружину, вставать на охрану завода и поднимать вопрос о национализации предприятия. Запускать завод самостоятельно и не ждать когда чиновники проснуться.!!!